Отпечатки лап домашней кошки

и хвоста

Previous Entry Share Next Entry
«Газета «Русский инвалидъ» за 18 июля…» прочитана
mona
kagury
Благодаря Катерине ryjik_donya и театру Et Cetera (кстати, места нам достались просто шикарные) мы посмотрели в воскресенье любопытный спектакль «Газета «Русский инвалидъ» за 18 июля…» .

В одной из понравившихся мне книг есть такое описание:
"Проблемы с этим романом: скучно; непонятно о чём; графоманство; отвратительная главная героиня; слишком депрессивно; никто ничего не хочет; никто ничего не делает; перед героями не стоит никаких вопросов; слишком много описаний".
При этом сама книжка просто замечательная, причем очарование ее таится в какой-то особой атмосфере, ощущении вечных сумерек и дождливого вечера. Почему-то, смотря спектакль, я постоянно ее вспоминала, хотя в книге - английское побережье, туман и одинокие прогулки с собакой. А на сцене - уют старого русского поместья, чай и разговоры. Впрочем, дождь здесь тоже идет. А также снег, а в самом конце - и вообще вдруг на улице наступает жара, хотя согласно старинным часам, стоящим в углу сцены, вся эта смена сезонов укладывается в промежуток с 16 до 18 часов). Видимо все же есть что-то немного волшебное в привычке пить five o'clock tea, даже если он из самовара, а действие происходит в России. :)
Впрочем, правильнее было бы сказать, что действия как раз и не происходит. И в этом явно одна из фишек этой пьесы. Вся она - это просто настроение. Теплое, уютное и такое знакомое по классической литературе "настроение старой дачи" дореволюционных времен, когда можно было просто уехать туда на лето всей семьей, с няней, кухаркой, с приходящим садовником. Носить платья с шуршшащими оборками и турнюрами, пить свежее молоко по утрам, а по вечерам - чай из большого самовара за круглым столом, и вести задушевные разговоры со всеми этими старомодными оборотами типа: "позвольте, сударь мой"...

Несмотря на то, что пьеса старательно бессюжетная, она ни разу не скучная. И тут, конечно, заслуга актеров. Пожалуй, этот тот редкий сегодня случай (в моем личном зрительском опыте), когда на сцене перестаешь видеть сцену. Иван Павлович (Владими Скворцов) и Нюта (Татьяна Владимирова) просто прекрасны.

Когда немного привыкаешь к тому наслаждению, которое создает атмосфера на сцене, с удовольствием начинаешь ловить всяческие намеки и фразочки. Про Лизу, которая может утопиться в речке, про дядю, который занемог, про падение под поезд на последней странице (кстати, а там действительно на последней?)... Ну, вы понимаете.

А под конец пьеса вдруг уходит на задний план (конечно, в переносном смысле, но зато прямо целиком, со сценой и героями), а ее главный персонаж произносит свой главный монолог и перемещается с условных страниц в условно реальную жизнь: из деревни - сразу на Сенатскую, из тишины - в грохот поездов и клубы пара.

"Из тихой, хорошей такой жизни, Боже мой!.. Где есть машинка для папирос, а на заварочном чайнике – теплый колпак, на ключах – брелоки, где «Итальянский полдень» в гостиной, а под кроватью Конан Дойл и все его «би-воз-веа», все «шелл и вилл»… Где так все хорошо, где такая хорошая, теплая, нелепая жизнь, и вдруг – бай! – в роман?!.. Где какой-то мерзавец всем случайностям жизни придаст значение и найдет всеобщую их связь? найдет причины, следствия, начало, середину и конец, - ужас какой!.. А самое смешное, - там будет стиль! О-о, стиль!.."

И эти вот слова - в них как раз весь спектакль и есть. И все смеются, потому что все правда, и особенно то, что стиль. И даже то, что "можно дать занавес, где захочешь". И при этом с упоением слушать про "глобус с вмятиной на Африке и на Аляске", который уж вроде совсем ни к чему и ни о чем.

В общем, это интересный и хороший спектакль, который я смело могу рекомендовать эстетствующим любителям картинок и разговоров.

Кстати, программка сделана в форме газеты ("Русский инвалидъ", конечно же), а основным ее содержанием является текст пьесы. И это очень удобно, т.к. после просмотра хочется перечитать некоторые кусочки.

Спектакль идет в Эфрософском зале. Зал маленький и в сравнении с основным - весьма скромный. Я бы рекомендовала покупать билеты на первый ряд, потому что подъем небольшой, и думаю, что с последних рядов видно уже не очень.

?

Log in

No account? Create an account