Category:

2,5 экранизации Анны Карениной

Вдохновленная прочитанным романом, я загорелась мыслью посмотреть, как его персонажи смотрятся на экране. Экранизаций довольно много, поэтому мой выбор был в общем-то случайным. Ну как случайным. Я люблю советские фильмы, поэтому не могла пропустить экранизацию 1967 года (надеялась, что она будет эталоном). Фильм Джо Райта активно ругали, и это намекало на то, что возможно «хорошие сапоги, надо брать». К тому же, Кира Найтли на мой взгляд, вполне подходит внешне. Самый последний фильм с Елизаветой Боярской я пыталась смотреть, когда он вышел, и уверенно уснула. Мне показался он жутко скучным и затянутым (правда, тогда я не читала еще книгу). Но второй раз пытаться его смотреть не стала. В своей лекции про Каренину (которую я тоже прослушала) Дмитрий Быков рекомендовал фильм Соловьева. И я решила попробовать еще и эту. 

Начала с самой классической версии – советского фильма «Анна Каренина» режиссера Зархи 1967 года. И он мне категорически не понравился. Даже при всей моей любви к советскому кинематографу. Во-первых, кастинг ужасен. Наверное, можно согласиться с Карениным (Николай Гриценко), хотя на мой взгляд, он безнадежно стар. Ну пусть ему было 50, но не 70 же!  Китти в исполнении Анастасии Вертинской – это все та же паночка только без веночка, а Ия Саввина может и сгодилась бы на роль экономки, но Долли из нее, простите, как из коровы балерина. Кстати, балерина тут как раз прекрасна. Я имею в виду Майю Плисецкую, которая великолепно играет княгиню Бетти. Пожалуй, это лучшая роль в фильме. Собственно, хороших ролей в фильме две – Вронский (неотразимый Василий Лановой) и уже упомянутая княгиня Бетти. Каренину играет Татьяна Самойлова. Это не худший вариант (из тех, что я видела), но в ее исполнении Анна не выглядит ни умной (которой ее изображает Толстой, как минимум, половину книги), ни особенно привлекательной женщиной, а вместо этого постоянно срывается в истерику. Впрочем, формат фильма почти не оставляет ей шансов сыграть иначе. 

С другой стороны, весь этот мискастинг можно было бы пережить, если бы сам фильм не был бы всего лишь кратким пересказом романа для подростков, лишенным не только многослойности, присущей роману, но даже и увлекательности. При всей моей заинтересованности вопросом фильм оказался откровенно скучен. Все немногочисленные эпизоды, выбивающиеся из линии Анна-Вронский, выглядят не уточняющими или усиливающими основную интригу, а напротив – замедляющими и ускучняющими действие. И вот это отсутствие глубины особенно обидно в советском фильме.

Следующей была более современная версия – «Анна Каренина» Джо Райта 2012 года. И, как ни странно, она понравилась мне больше прочих. Ну хотя бы потому, что этот фильм нескучно смотреть. Да, это довольно условная экранизация, старательно оживленная всяческими фишками – вроде того, что поначалу фильм выглядит спектаклем. Все, что происходит в высшем свете – происходит на сцене, а прочее – за кулисами, и вне сценического пространства. В этом есть своя логика – красивая внешняя сторона и неприглядная изнанка бытия. Порой спектакль становится полноценным фильмом – словно зритель так увлекается действием, что забывает о театральных условностях. 

Забавно, что диалоги в фильме Райта – практически скопированы из нашего фильма 1967 года. У меня вообще было порой ощущение, что они просто взяли наш сценарий и добавили к нему пару-тройку сцен и немного эклектики. Но именно это и решило дело. Например, совершенно прекрасна сцена, когда к Долли по очереди (в прямом смысле, стоят в затылок друг другу) подходят дети для вечернего (или утреннего?) поцелуя. Во-первых, она эффектна, во-вторых, совершенно верно подчеркивает то, как характеризуются дети в романе – они обычно без индивидуальных черт, именуются просто «дети», и занимают места чуть больше, чем мебель. Да, есть Сережа – но он больше любимый сын в представлении Анны, чем самостоятельная личность. И таких маленьких изящных находок в фильме несколько. 

Кира Найтли в роли Карениной мне тоже скорее понравилась. Как минимум, она играет женщину, в которую можно влюбиться и которой можно многое прощать. Да – она центр фильма, он поставлен на нее, но это хотя бы не зря. Увы, Вронский здесь – это какой-то скучный белобрысый пудель, но зато Каренин – исключительно приятен (хотя я не могла отделаться от мысли, что его белый воротничок – это воротничок пастора, а не чиновника) и Левин не столь стар, как его обычно изображают, хотя и избыточно медведеподобен. Собственно, все персонажи этой версии вполне приемлемы в заданных рамках. 

Минусы те же, что и в нашей версии – единственная линия Анна-Вронский, совсем слегка разбавленная эпизодами с участием Левина (и это в основном та часть фильма, которая отличается от нашего 1967 года). Не скажу, что эти несколько дополнительных сцен сильно влияют на общее восприятие, но они хотя бы намекают на то, что роман глубже и многограннее, той картинки, которую зритель видит на условной сцене. Ну и использованные аллюзии добавляют не только живости, но и приятной для разгадывания головоломности. 

Забавная штука, кстати еще вспомнилась. Почему-то и в наем фильме 1967 года и в английском 2012 в образе Каренина есть что-то карикатурно- еврейское. Вроде не было ничего подобного в романе, ни намека. Откуда этот образ появился в кино? 

Последним я посмотрела фильм Соловьева с Татьяной Друбич в роли Анны (2008 год). Анна из нее, конечно, наименее удачная, но надо отдать должное, что сам фильм получился ближе прочих к оригиналу. Ну хотя бы уже потому, что линии Левина уделяется довольно много внимания, и вообще мне показалось, что Соловьев попытался сделать фильм более философский, чем другие. Но сделало ли это его удачным? Увы, нет. Фильм затянут, скучен, и как-то безнадежно сер по общему впечатлению. Подбор актеров оставляет желать, но здесь даже не хочется их обсуждать настолько они сливаются с бесцветным пейзажем. 

В общем, я даже не смогла досмотреть эту версию. Возможно, потому, что этот фильм был уже третьим подряд за несколько дней, и стоило сделать паузу. 

Смотрели упомянутые фильмы? Что о них думаете? Какая экранизация Анны Карениной самая удачная на ваш взгляд и почему? Какую стоит посмотреть? 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded