kagury (kagury) wrote,
kagury
kagury

Categories:

Эрик Булатов

Эрик Булатов. Не знаю, для кого как, а для меня совершено незнакомое было имя. Точнее, это я так думала какое-то время, пока не добралась до зала с иллюстрациями. Ну да. Помимо плакатных полотен, которые сразу бросаются в глаза, этот художник в соавторстве с Олегом Васильевым еще и рисовал замечательные иллюстрации к сказкам. И по ним мы все его прекрасно знаем. Например, «Приключение Нильса с дикими гусями».





(обе картинки взяты из дневника Отражение в воде (http://www.liveinternet.ru/users/852233/?)

Но вернемся к картинам. Никак не могла отделаться от впечатления, что передо мной не картины, а огромные репродукции, на которые наклеены буквы. Причем репродукции не самого хорошего качества, обычно такие бывают в школьных учебниках. Серьезно. Дело доходило до того, что я подходила вплотную к полотну и чуть ли не трогала пальчиком мазки краски. Очень странно. До этого мне как-то не приходилось видеть картин, столь похожих на большую, не очень четкую фотографию. Мне кажется, что такое впечатление связано с каким-то дефектом зрения художника. Дальнозоркость?
Впрочем, этим вопросом задаешься вначале. Примерно половину выставки ходишь с мыслями, что все это странно. Все непривычно, необычно, не так.

Для меня есть довольно четкое разделение: картина/плакат. Если в первая – самостоятельна и самодостаточна, то второй – требует лозунгов, громких слов, идей и без них – теряет свой смысл. Здесь – все вместе. И т.к. первое, на чем останавливается внимание – буквы, то невольно первое желание – прочитать. Следующий шаг – посмотреть. Одновременное восприятие первого со вторым мне лично давалось как-то с трудом. Впрочем, возможно так и задумано.


Что-то есть от Маяковского в этой вопящей галерее, но только там – задор, энергия, а здесь – скорее грусть. Хоть и буквы большие и краски яркие. В смысле, те, которыми написаны буквы. Сами картины – бледны, словно второй слой за тюлевой занавеской.

Наверное, во всем этом много философии и размышлений. Хочется ли забираться в эти дебри, приходя на выставку? Не знаю. Иногда – да. Иногда – нет.


Собственно, только ближе к концу выставки, наконец, понимаешь, о чем она. Почти в самом конце висит картина под названием «МОЙ ТРАМВАЙ УХОДИТ». Полотно разделено примерно на две части. Первая – довольно символично изображает человека, рванувшегося догонять почти трогающийся трамвай. Причем его движение направлено вслед словам «мой трамвай уходит!!!», толстой полосой (слегка искаженной перспективой) соединяющим человека и транспортное средство на остановке.
Таким образом, в картине соединены как бы два времени, или две плоскости. Спокойный городской пейзаж с трамваем на заднем плане, живущий своей собственной размеренной жизнью. Это мир номер 1.
Туда рвется человек, которого мы видим вроде бы вблизи, но уже убегающим вглубь. Человек и его мысли, точнее – устремление, рывок, порыв - некая скорее философская составляющая. Мир номер 2. Все это изображено условно и подчеркнуто символично отделяется от второй половины картины за счет заполнения одним цветом самого человека, слов про трамвай и того куска полотна, которое соответствует положению человека относительно трамвая, одновременно с этим его движению, его мыслям и Бог знает чему еще. Ясно только одно – этот кусок не вписывается в Декартовы координаты, да и во времени он расположен неоднозначно. Он где-то с человеком, и это кусок его, человека, и его ощущений, и при этом – плоскость, разделяющая «здесь и сейчас» и второй план с трамваем. Через нее нужно прорваться, чтобы проникнуть в картину. И поэтому человек – плоский. Это уже почти его след, оставленный здесь, и буквы – по сути лишь звук исчезающих слов.
Пожалуй, наиболее понравившаяся мне работа. После нее вдруг сразу понимаешь, почему остальное – выглядит так, как оно выглядит. Впрочем, возможно я просто тормоз.
К сожалению, саму репродукцию я в интернете не нашла. Поэтому привожу несколько других картин в разной мере отражающих написанное здесь.



Одним словом, многие картины – это соединение впечатления, мысли зрителя, находящегося во вне и того, что он видит, куда смотрит. Поэтому произведения Эрика Булатова тяжело воспринимать. Это не привычный диалог зрителя и картины, это беседа, в которой участвуют как минимум трое: Картина, зритель (то есть, я или Вы), и тот субъект, отражение сознания которого занимает какой-нибудь перспективный (в смысле, убегающий внутрь или вбок) кусок, заполненный текстом.
Получается попытка создать движение, поток времени, перейти ту грань, где картина – остановленная реальность. У Булатова каждая работа – это шевеление ощущений. Один из ярких примеров: «Севина синева» – убегающие в даль высоты буквы, так, что верх и низ становятся равноправны. Словно лежишь на спине и смотришь в небо.


В качестве резюме. Работы несомненно довольно необычны. Полагаю, что в 70-ые, это было тем более ярко и кричаще. При том, постоянно помнишь, что это работы хорошего художника. В смысле – человека, который рисовать умеет. То, что выглядит бледным – бледно умышленно, а не в силу неспособности сделать иначе. Другой вопрос, что как живопись – все это не воспринимается. Скорее как способ отражения и понимания действительности. И способ однозначно оригинальный.

P.S. Последними были выставлены работы, сделанные цветными карандашами (!). Восклицательный знак здесь по двум причинам. Во-первых, размеры этих картин примерно метр на метр, или даже более. Во-вторых – как ЭТО (эффект нерезкой фотографии сохраняется) можно было нарисовать карандашами - совершенно непонятно. Потрясающая техника.
Если заглянете в ЦДХ, обратите внимание.

И напоследок. Кусочек из эссе Эрика Булатова и его автопортрет.

«Она - ничто, просто плоскость. И одновременно она - целый мир за этой плоскостью. Она ставит границу между пространством нашего существования и пространством искусства и вместе с тем дает нам возможность пересечь эту границу.
Положение картины уникально. На ней сходятся два противоположных начала: предмет, т. е. конечное, и пространство, т.е. бесконечное. Кроме картины, ничто не может занять это место.
Поэтому ничто никогда не заменит картины».




Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments