Вы помните, кто такой Георг Отс? Сейчас если его и знают люди 20-30 лет, то в основном благодаря прекрасному исполнению партии Мистера Икса, которая наверняка запомнилась всем, смотревшим одноименный фильм. А вот где-нибудь в шестидесятых такой вопрос показался бы просто неприличным. Всеобщий любимец, обожаемый народом и обласканный правительством - такое впечатление производил Георг Отс.
Фильм получился достаточно интересным и необычным. Прежде всего, обращает на себя внимание полное ощущение документальности при том, что фильм все-таки художественный. Оно складывается из мелочей: заброшенный дом стареющей Асты, (второй жены Георга) из которого она рассказывает нам о своем муже; актер, играющий роль Георга, который удивительно похож внешне на своего героя; атмосфера послевоенной Эстонии; черно-белые фотографии, оживающие в кадре. Хочется отметить, что на редкость гармонично вписались в фильм песни в исполнении Георга Отса.
Обычно трудно сделать фильм о певце, так, чтобы музыка не заняла в нем доминирующее место, оттеснив чувства, события, да и самого героя
Интересно и то, что хотя фильм выпустили видимо в преддверии дня рождения певца (21 марта), портрет Отса получился совсем не парадным, но зато весьма человечным и живым. Судя по нему, Отс был человеком довольно прямолинейным и грубоватым, хотя и обладал несомненным обаянием. Он старался жить по правилам (есть в этом что-то хорошее, старорежимное, пунктуально-немецкое, производное от кухни и киндеров), а когда не удавалось, просто принимал сторону сильнейшего, и молчал, оставляя при себе свои принципы и стряхивая пятна с совести. И в итоге ему в жизни везло практически со всем, кроме жен. Впрочем, явный намек на долгую дружбу с гомосексуалистом (непонятно, насколько эта деталь правдива с учетом эстонских корней, и жизни в СССР), вкупе со всей рассказанной нам историей, навевает мысли о том, что жена для Отса была просто чем-то, что должно присутствовать, потому что так положено. Как нужны стулья в гостиной, или одеяло на кровати. Не похоже, чтобы он видел в ней кроме привлекательной женщины еще и близкого человека. Тоже самое касается и детей.
Кажется, только осознав, что он смертельно болен, Отс стал жить по-настоящему. У него появилась жена, которая подарила ему спокойствие, домашний уют и респектабельность. Работа стала приносить не только успех и деньги, но и радость творчества. Ребенок впервые перестал быть ненужным приложением к жене, а стал объектом любви и внимания. Появилось то, что принято называть «вкус к жизни».
Казалось, у него было все для счастья – полные залы, блестящая карьера, деньги, внимание сильных мира сего, красавицы жены… вот только был ли он в самом деле счастлив? И что вообще нужно человеку для счастья?
Наверное, фильм об этом. Впрочем, не стоит забывать, что рассказывает о Георге Аста. Его жена. Красавица. Цыганка. Женщина. И делает это ярко, искренне, эмоционально. Кто может знать мужа лучше, чем его жена? И кто может быть субъективнее, чем его жена?
Стоит ли смотреть? Рекомендовать бы не стала. Все же, как ни крути, биографические фильмы - это весьма на любителя. Но я посмотрела с интересом.