Итак, теперь
Обучение строится по ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ программе для студентов ВСЕХ уровней. Теоретическая часть включает в себя учебники, составленные Руновым и 8 компакт-дисков. Но по порядку. Итак, учебники.
1) «Книга о грамматике» - написана языком, в котором полно совершенно никчемных, претендующих на наличие юмора фраз, зато очень мало реальных примеров, особенно в контексте. Глаголы, существительные и прилагательные «для наглядности» изображаются в виде кружочков и стрелочек, что на мой взгляд только мешает усвоению материала. Для того, чтобы разобраться с согласованием времен предлагается рисовать огромные временные схемы для каждого предложения, а уже потом на их основе составлять фразу и употреблять нужное время. Часть грамматических статей непонятно зачем перенесена во второй учебник - «Книгу о словах», а еще часть размещена в приложениях «Книги о словах». Все это весьма неудобно в использовании.
2) «Книга о словах» - это учебник, содержащий собственно слова, которые надо учить, их значения и по ОДНОМУ предложению в качестве примера использования слова. Например, your birthday is the day of your birth. (определение слова рождение).
Т.е ни текстов, ни диалогов, ничего, что позволяло бы несколько раз увидеть слово в контексте, чтобы его запомнить – нет. Самое смешное, что в предисловии "контекст" упоминается как одна из фишек системы – дать возможность учащемуся понять слово из контекста, еще не зная значения этого слова.
3) Третий учебник именуется «Книга проб и ошибок» - это просто сборник грамматических упражнений. Чисто грамматических. Совершенно обычные упражнения, знакомые со школьной скамьи. Единственный минус – упражнений мало, причем все что есть – из серии «подставь нужный глагол/существительное и т.п.». Вариантов типа «переведите с русского языка следующий текст» - нет. К упражнениям есть ответы в конце учебника, правда напечатанные в очень неудобной форме для проверки. Все подряд, в одну строчку.
4) Последний учебник – «Графическая версия». Это место, где по идее создателей курса студент будет заполнять странички с грамматическими правилами, изложенными в кружочках и стрелочках, своими примерами. Собственно, такие примеры, это как раз то, что по идее должно быть в грамматике, но там отсутствует. Разумные преподаватели аккуратно диктуют своим студентам, что где надо написать, чтобы примеры получились более менее правильными.
Помимо перечисленных особенностей книжек у них есть еще одна (вроде мелочь, но…) - формат учебников. Представьте себе брошюры в мягкой обложке формата А4, которые неудобно читать и которые не лезут в сумку разумного размера.
5)Диски, прилагаемые к книжкам содержат начитку фраз из учебника «книга о словах», сделанную, как утверждается, носителем языка. Как понимаете, слушать бессвязные фразы – удовольствие еще то. Я каждый раз засыпала минут через 15. Опять же, ни диалогов, ни связных текстов.
6) Схема урока.
В зависимости от уровня группы, на один и тот же материал уходит или 3 (более продвинутые) или 4 урока. На первом объясняется грамматика + много разговорных упражнений, на втором – идут грамматические дополнения к первому + опять же разговорная практика, на третьем – только разговоры.
Казалось бы – отличный вариант проведения занятий. Но, для меня это оказалось неэффективно. Поясню, почему. Вся разговорная практика идет в парах. С учетом наличия в группе 10-12 человек преподаватель не имеет физической возможности отследить правильность речи. О произношении я уж и вообще не говорю. Поэтому, такого рода упражнения – это практически беседа с самим собой. На мой взгляд, в таком виде они практически бесполезны. Теперь к примерам упражнений. Наиболее удачное – это объяснить значение слова, которое ты получаешь на листочке, своему соседу. Он должен понять, и объяснить тебе свое.
Другой вариант – это листочек с предложениями или вопросами, на определенную тему. Типа, «поговорите теперь о музыке» и примеры вопросов. Поскольку я не особенно разговорчива, то каждый раз мучительно думаю, о чем бы таком спросить собеседника (особенно, если тема скучная). В итоге, половина занятия уходит именно на раздумья, что сказать. Это наиболее творческие варианты разговорной практики. Остальное – это просто раздача листков с упражнениями, аналогичными тем, что есть в «Книге проб и ошибок». И либо в парах их делают, а затем проверяют, либо по очереди, читая по предложению. Нормальный вариант, но минус в том, что преподаватель совершенно не дает возможности задуматься над ответом. Ты должен либо моментально произнести фразу, либо он тебе тут же подсказывает или произносит ее за тебя. А ты даже не всегда успеваешь повторить. Понятно, что это вызвано слишком большим количеством людей в группе, но пользы в итоге не приносит.
Несколько слов о построении материала. На самом деле никаких открытий тут нет. Все довольно стандартно, если не считать того, что простые и легкие темы разжевываются долго и тщательно, а более сложные – времена глаголов, например, проскакивают быстро, (наверное, чтобы студент не имел возможности на них сосредоточиться). Слов учится довольно большое количество, но новые слова никак не используются на уроке (опять же - никаких текстов) , поэтому запоминание этих слов очень низкое.
В общем, практически закончив обучение по программе АБ2, я пришла к выводу, что результатом его явилась:
1) полная путаница в грамматике, которая казалась мне до того простой и ясной
2) отсутствие желания заниматься в этой школе дальше
3) ощущение, что мне никогда не выучить язык.
При том, что я старалась делать все упражнения, честно учила слова, и вообще поначалу была полна энтузиазма.
Теперь ищу хорошие разговорные курсы. Рекомендации принимаются с благодарностью.