?

Log in

No account? Create an account

Отпечатки лап домашней кошки

и хвоста

Previous Entry Share Next Entry
На краю рая
kagury
Photobucket Сразу нужно отметить, что несмотря на то, что этот фильм получил приз за лучший сценарий, к категории массовых он явно не относится. Последнее подтверждалось и количеством человек в зале. Нас было двое.
Но к сюжету. Небольшой немецкий городок. Пожилой немец бредет по местной улочке «красных фонарей» и поглядывает на девушек. В его возрасте несколько неожиданно искать плотских утех, однако, его это ничуть не смущает, и, пройдя пару домов, он выбирает себе эффектную блондинку. Девушка при ближайшем рассмотрении оказывается красивой брюнеткой лет пятидесяти, да еще и турчанкой. Познакомившись с ней поближе, немец предлагает ей сделку: она живет в его доме, спит только с ним, а он ей платит зарплату, соизмеримую с ее месячным заработком. Так необычно начинается эта история о турках в Германии и немцах в Турции.
То, что в начале 20 века выглядело бы практически меценатским предложением - в начале 21 уже не выглядит столь привлекательным, к тому же выясняется, что немец – еще и пьяница, а также хам и свинья. Правда последнее выясняется не сразу, а пока – она согласилась. Не из-за любви к немцу, и не из-за денег, а потому, что не так просто быть турецкой женщиной даже в Европе. Всегда найдется пара крутых парней, считающих своим долгом озаботиться нравственным обликом туркоговорящих леди. (Вот, кстати, и не знаю, это хорошо или плохо?)
Но пока наших героев ждет классический семейный ужин. Помимо немца и турчанки присутствует еще сын первого – университетский профессор. Славный интеллигентный человек, выращенный на идеалах гуманизма (видимо в противовес отцу). Турчанка оказывается приятной в общении, славной и вполне домашней женщиной. За ужином она с гордостью рассказывает, что ее дочь студентка, а она платит за ее обучение, естественно скрывая, какой ценой достаются эти деньги. Вечер, полумрак, еда и уютный разговор. В общем - семейная идиллия. Рай? Ну, почти.
Обстоятельства складываются так, что через несколько дней немец теряет чувство меры, а вместе с ним и свою новую жену. Его сын считает своим долгом позаботиться о девочке.
И едет в Стамбул, разыскивать «малышку». Его дело осложняется тем, что вместе с ним за девчонкой гоняется вся турецкая полиция, т.к. девочка играет в «сопротивление». Играет настольно увлеченно, что ей приходиться с парой евро в кармане удирать из родной страны. Разумеется в Германию. Где у нее мама, да и вообще, куда еще податься бедным туркам?
По приезде она встречает все тех же крутых парней, которые продолжая свою социальную линию заботы о земляках, дают ей денег и советов. Где дешево поесть, где поспать и т.п.
Девчонка знакомится с симпатичной и трогательной немкой Шарлоттой (в процессе выклянчивания у нее денег на еду) и начинает борьбу за политическое убежище. На деньги мамы своей новой подружки, несмотря на искренне недоумение и скепсис этой самой мамы. Но как не помочь несчастной девочке, когда Шарлотта так счастлива со своей новой подругой? Нежная девичья дружба, любовь и обожание. Снова край рая?
История нас ждет еще длинная (фильм идет без малого 2 часа), и рассказанный кусок – это примерно ее половина, если не треть. Дальше больше, но пересказывать фильм целиком – бессмысленно. Манера повествования и общая направленность, думаю ясна.
Рассказывается все неторопливо, с немецкой обстоятельностью, и по настроению чем-то напоминает Маркесовские «100 лет одиночества». В целом, история весьма трагична, но что радует, лишена навязшей в зубах политкорректности. По-крайней мере, мысль о том, что туркам, при всем их обаянии и прочих достоинствах, лучше бы сидеть дома, а не портить жизнь добропорядочным наивным немцам, проходит красной нитью. Одной из нитей в этом клубке жизненных неурядиц, проблем и проблесков потенциальной райской жизни, которой на земле, как известно, не бывает.


Резюме: качественный, серьезный и трагичный фильм, который балансирует между «кино не для всех» и «сагой о жизни отдельно взятой семьи». Любопытно, но немного тяжеловесно. Для эстетов и «обдумывающих житье».

Приз в Каннах «за лучший сценарий». IMDB: 8.10