kagury (kagury) wrote,
kagury
kagury

Category:

Ушедшие

Про этот фильм трудно написать так, чтобы текст отражал увиденное на экране. Но рассказать про него хочется, потому что фильм показался мне интересным по целому ряду причин.

Во-первых, он японский. Не так уж часто у нас выходят современные японские фильмы, так что, даже просто с познавательной точки зрения любопытно разглядывать бытовые мелочи, наблюдать за элементами этикета, манерой одеваться, раскланиваться и т.д. Например, оказалось, что не только офисы, но и дома в фильме – снабжены нормальными, европейскими стульями, а чай пьют черный из изящного расписанного фарфорового чайника, а вовсе не зеленый из глиняного. Зато общественные ванны (абсолютно антисанитарные на мой взгляд) – все еще популярны в маленьких городках, и скорее как клуб, чем просто баня.

Во-вторых, тема фильма. Она необычна, хотя сюжетная линия довольно прямолинейна и проста. Молодой японец Кобаяши играет на виолончели в оркестре. Однако концерты не пользуются достаточной популярностью, поэтому оркестр распускают, а он остается без работы и средств к существованию. Кобаяши продает только что купленную в кредит виолончель (избавляясь от нее не без тайной радости) и вместе с женой уезжает в родной город (жить в собственном доме дешевле, чем снимать квартиру). В поисках работы он натыкается на объявление с ключевыми словами: «подготовка к путешествию». Турагенство – неплохой вариант, думает Кобаяши, и идет на собеседование. На месте выясняется, что в объявлении не хватает пары иероглифов, а именно «в другой мир». Но, аванс уже вручен, особого выбора нет, и Кобаяши приступает к работе. И постепенно проходит путь от животного ужаса до филигранного мастерства, когда выверено каждое движение, каждый жест и церемония, предшествующая погребению, становится завораживающей для зрителей. И даже, порой, что-то преобразующей в их душах.
Можно было бы написать, что тема фильма – смерть. Но это не совсем так. Собственно, смерти мы не видим. Мы видим ее результат – бездыханное тело, которое в результате исполненной огромного такта и уважения к ушедшему работы Кобаяши и его учителя вновь приобретает черты живого человека.
В фильме много чего переплетается. И отношение окружающих к «грязной» работе, и уважение к мертвым, и мудрость покорности. А еще здесь есть обычная семейная жизнь (кстати, у Кобаяши – очаровательная и мудрая жена, настоящий идеал), отношения с соседями и музыка, которая становится все более и более яркой и насыщенной по мере того, как Кобаяши раскрывает свой талант. Не обошлось и без детской травмы, которая мешает главному герою вспомнить лицо отца (так что с психоанализом у японцев тоже все хорошо).
И, наконец, хочу заметить, что несмотря на то, что в 35ММ фильм идет под ярлыком «артхауз», к счастью, это совершенно нормальный фильм, и здесь это достоинство.
Я бы сказала, что режиссеру удалась непростая задача, снять хорошее кино на сложную тему. Не пугающее, не отталкивающее, а, скажем, примиряющее с неизбежным. При этом с одной стороны, он не ударился в патетику, не нагнал мрака, с другой – не позволил себе ни одной сомнительной шутки, ничего, что могло бы задеть чувствительного зрителя. В итоге вышел очень светлый и какой-то прозрачный по ощущению фильм, оживленный мягким юмором и пропитанный мудростью. А еще меня очень порадовало, что здесь каждая фраза и каждый кадр на своем месте, и благодаря этому, здесь нет недосказанности, которой так злоупотребляют в последнее время.


Посмотрела с большим интересом.
Tags: фильмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments