
Сама история начинается, как классическая повесть о человеке, потерявшем память и потихоньку пытающемуся востановить прошлое. Казалось бы, сюжет банален донельзя. Ан нет. Прист добавил к миру современной (почти) Англии еще один, слегка потусторонний, но вполне пересекающийся с нашим, хотя до конца не очевидно, есть ли этот мир на самом деле.
Впрочем, несмотря на оригинальность созданного мира, ему не хватает реальности. В смысле, трудно настолько поверить в происходящее, чтобы представлять гламов (путешественников из нашего мира в ... "сумрак") рядом с собой на улицах или в супермакетах. Но возможно эта зыбкость - часть замысла автора.
Концовка задумывалась явно более эффектная, чем получилась, но и эта, надо признать, резко меняет число измерений (в большую сторону) и переворачивает вверх дном некоторые уже вроде как сложившиеся представления. Что еще. Да, много слов о любви, о ее отсутствии, об одиночестве, а также о видимом и незаметном.
Пожалуй, что самый конец - это еще и такая издевательски-грустная ирония автора на тему бытия и небытия создаваемого и созданного. Ведь, Найал помимо всего прочего - писатель. Более, того, похоже - это его главная ипостась. :)
В целом, книга была бы хороша, когда бы не получилась столь тягомотной. И, даже осознание того, что вся нарочитая занудность, медленность и тягучесть повествования имеет своей целью концовку, в которой открывается новая "матрешка", все равно не спасает роман от эпитета "скучный". Увы.
Подозреваю, что снятый по нему фильм был бы гораздо эффектнее книги.