kagury (kagury) wrote,
kagury
kagury

Category:

Булгаков "Кабала святош"

В преддверии просмотра постановки Малого театра решила освежить в памяти «Кабалу святош», то бишь, перечитать саму пьесу. Надо сказать, что эта пьеса у меня имеется в собрании сочинений Булгакова, выпущенного на самой заре перестройки, в силу чего снабжена она комментариями, мягко говоря, не лестными в отношении властей. Зато лишена вроде бы как всяческих редакторских улучшений.
Пьеса маленькая, и если кто подзабыл, рассказывает она о последних днях жизни Мольера, когда на него сваливается разом масса проблем, начиная от личных и заканчивая очень даже общественными, а он уже слишком стар, чтобы взвалить их на свои плечи. Несмотря на ряд забавных моментов, которые можно было бы прекрасно обыграть на сцене (хотя, не верю я, что театральные режиссеры сейчас внимательны к ремаркам), в целом, это весьма трагическая вещь.

Но я собственно, к чему. Почитав приложение в виде критических набросков, я выяснила, что все однозначно рассматривают пьесу как конфликт художника и власти. Образ несомненно красивый, всегда актуальный, и видимо по этим причинам, акценты при его анализе расставляются весьма шаблонно: творец – велик, власть - источник тирании.
А я увидела совсем другое у Булгакова. Там власть в лице Людовика снисходительна и великодушна, а Мольер – запуганный и запутавшийся человек, моральные принципы которого, надо признать, оставляют желать лучшего. Между прочим, все начинает катиться вниз после одного вроде бы несущественного эпизода. Седина в бороду, бес в ребро. Мольер влюбляется в молоденькую актрису и, узнав, что она от него беременна, собирается на ней жениться. Бывшая любовница Мольера, с которой он прожил 20 лет, и которая все эти годы заботилась о нем, любила его, была его другом и советчицей, узнает о случившемся и приходит к Мольеру, с предложением забыть этот инцидент, и оставить все как есть. Пикантная подробность – юную актрису, в которую влюбился Мольер, старая любовница выдает за свою сестру, хотя на самом деле девушка является ее дочерью, причем с большой вероятностью, папа – Мольер. Так вот Мольер в этой ситуации поступает довольно гнусно. Он выгоняет теперь уже нелюбимую постаревшую женщину, и та вскорости умирает от обиды и несправедливости. Однако с ее смертью неприятности никуда не исчезают, они просто меняют хозяина. Теперь все плохое, что можно себе представить, обрушивается на Мольера. Собственно, и поделом.
На самом деле, несмотря на то, что кабала святош, т.е. по пьесе, группа людей (не особенно симпатичных), озабоченных тем, чтобы в государстве соблюдались нормы морали, уважение к религии, трону и т.п., выведена в качестве главного противника Мольера, на деле получается, что они по большому счету просто попались под руку судьбе, стали ее орудием. Как любят говорить в американских фильмах, «ничего личного». Это подтверждает и конец пьесы:
Что же явилось причиной этого? Что? Как записать? Причиной этого явилась ли немилость короля, или черная Кабала?.. (Думает.) Причиной этого явилась судьба. Так я и запишу. (Пишет и угасает во тьме.)

Интересно, что в советское время концовку чуть изменили, она заканчивалась словами:

Что же явилось причиной этого? Что? Как записать? Причиной этого явилась немилость короля и черная Кабала.

На мой взгляд, такой вариант гораздо жестче в отношении власть предержащих, чем исходный булгаковский, но зато менее отвечает самой пьесе (в моем ее истолковании). Но может я и права, потому что Булгаков в одном из своих замечаний о пьесе говорит: "Я писал романтическую драму, а не историческую хронику» .

Что интересно, в пьесе совсем нет Мольера-драматурга, Мольера-художника. Есть просто человек со своими слабостями и пороками. Потому ли, что это пьеса? Т.е. образ Мольера – как образ сочинителя великих пьес должен создать режиссер/актер на свой вкус и цвет? Или потому, что это был бы лживый образ? Творчество и творец – не смешиваются, и не стоит пытаться это сделать? Мелкий человек может быть большим художником, остаются его творения, и именно они, а не его жизнь заслуживают внимания? Нет, не потому, что все позволено гению, а как раз наоборот, в его жизни, как и в любой другой, присутствует быт, от которого никуда не деться. И вряд ли стоит его тащить сквозь века.

В общем, теперь с интересом жду того, что будет на сцене.
Tags: книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments