1) Кадзуро Исигуро "Не отпускай меня".
Плюсом книги для меня было хорошее, внимательное описание жизни девочки в интернате. Множество вещей, которые для взрослого кажутся мелкими и малозначащими, но в детстве нет несущественных деталей. Важен каждый разговор, безделушка в коробке, взгляд, жест, игра в "спасителей". Описание детства прекрасно, полагаю, что но оно должно было быть фоном для основной идеи романа, но вот как раз с этим не получилось. Фон оказался ярче, чем все остальное. В детство веришь, в юность героев - уже нет.
Полная обреченность и никакой попытки бунта, ни у кого, ни разу, самое смелое - вопрос об отсрочке и то, это единицы.
И это дети, которых учили понимать английскую литературу, думать, творить. Невозможно.
В целом, очень безнадежный и, пожалуй, неприятный роман. Возможно, если бы автор сохранил интригу до конца, постепенно открывая все новые и новые аспекты тайны, книгу можно было бы назвать захватывающей. Но нам объяснили все с самого начала... Возможно в этом и кроется страшная правда - в обыденности существования такого учреждения, в спокойном принятии его людьми (но... мы ведь тоже едим бифштекс, не видя, как убивают корову). Нова ли такая тема? Думаю, что нет.
Мрачно, безысходно и, пожалуй, не стоит прочтения. Есть в этом романе какое-то постоянное ощущение вторичности идеи. А воплощение - трудно назвать идеальным. И вот еще что. Может это и глупо звучит, но бывают книги, которые не хочется держать дома. Для меня такой книгой был "Парфюмер", например, хотя я считаю это произведение весьма талантливым. Но вот хранить его на полке мне как-то неприятно. "Не отпускай меня" из той же серии.
2) Александр Червинский "Шишкин лес".
Книжку ругают за некоторую "сценарийность" текста. Предложения и правда, довольно короткие, рубленные и не обвешанные рюшечками эпитетов, но в целом читается весьма приятно. На заднем плане маячит еле-различимый детективный сюжет, а в остальном - это скорее что-то вроде саги о большой семье (почти Михалковых, да, но всплывающие ассоциации книжку ни разу не портят).
Небольшой по размеру, но какой-то очень самостоятельный роман, как мне показалось.
3) Вадим Бурлак. "Мистическая Прага".
Книжка была куплена аккурат перед поездкой, дабы в полной мере проникнуться атмосферой места. Оказалось, что место само выбирает себе книги, не говоря уже о том, что и атмосферу создает, какую хочет. Но это я отвлекаюсь.
Книга меня разочаровала. Собственно, это набор полусказок-полулегенд о пражских существах, но какие-то они все на уровне "для младшего школьного возраста". Ни тайны, ни магии не ощущается. То ли язык бедноват, то ли растянутость слишком портит впечатление, а может книга просто не попала в настроение.
Для примера могу сказать, что купленный уже непосредственно в Праге маленький сборничек с названием типа "Легенды еврейской Праги" оказался куда симпатичнее, даже несмотря на немного неровный перевод.
4) Макс Фрай "Ключ из желтого металла".
Ситуация обратная с предыдущей. В книжку я влюбилась, и последние странички просто растягивала, как могла. Любопытно то, что она как-то сама мне попала в руки. Я поинтересовалась на форуме, что бы такое почитать про Прагу, мне насоветовали всякого, в том числе и предыдущего Бурлака и "Ключ" и еще много чего. К "Ключу" я поначалу отнеслась скептически. Мол, читала я Фрая в юности, не без удовольствия, но как-то мне хватило вполне, и больше не хочется. Но прочих книжек в магазинах не было, а вот "Ключ" был. Маленький и компактный. И как-то так незаметно купился и перекочевал ко мне в сумку. Ну вы понимаете. Первые страниц 30 я все еще морщила носик, и говорила себе, что вещица скучновата. А потом... Потом я втянулась, и почувствовала, что волшебство разлито не только на страницах книги, но и большими теплыми порциями испаряется во внешний мир. Т.е. в мой реальный мир, в том момент представлявший собой мощеные пражские улочки. Это трудно объяснить, так как больше здесь на уровне ощущений и знаков, но мне с какого-то момента стали попадаться пересечения с книжкой в реальности. То девушка с разноцветными волосами вдруг обнаружится на завтраке, где 10 проживающих человек уже давно выучили друг-друга и здороваются по утрам. То еще что-то. И все эти перекрестья определенно случались к лучшему. Когда мой рейс перенесли в неизвестном направлении (местный милиционер сочувственно сказал, что обычно этот рейс переносят на вечер - для меня это означало часов 6 сидения в аэропорту и я уже думала, куда бы пристроить леща, лещ - это отдельная история), я открыла припасенную в рюкзаке книжку и дочитала последние странички, И... вы можете считать это совпадением, но регистрацию на мой рейс объявили почти сразу.
Но это все про атмосферу вокруг, а теперь собственно про книгу. Сюжет с виду прост - молодой человек, не особенно обремененный жизненными трудностями, по просьбе своего отца отправляется в Прагу забрать ключ от случайно обнаруженной им же дверцы в подвале отцовского дома. Это рамка. Внутри нечто волшебное, мне чем-то напомнившее "Мастера и Маргариту", но только в современном нам мире, и вообще другое (звучит глупо, я понимаю). Сны, переходящие в реальность и реальность, переходящая в сны, много кофе, поиски смысла жизни, запах яблочного пирога, загадочные персонажи. В общем, одна из лучших книг, прочитанных мной за последнее время.
В планах на будущее:
1. Барбери Мюриель "Элегантность ежика"
2. Мариам Петросян "Дом, в котором"
3. Ларссон Стиг "Девушка с татуировкой дракона"
4. Анатолий Азольский "Берлин-Москва-Берлин"
Если читали что-то из упомянутого, буду очень рада комментариям.