kagury (kagury) wrote,
kagury
kagury

Мастер и Маргарита (Юрий Кара)

Я не ждала от этого фильма ничего особенного. Еще одна попытка, думала я, вряд ли удачная, судя по тому, что Кара наснимал до этого. Так вот, это первая попытка из виденных мной (я имею в виду отстой, снятый Бортко, и пару спектаклей на тему), которая оказалась удачной.
Мне понравилось практически все. Прежде всего – дух фильма. Мое восприятие романа оказалось очень близко к тому, что мы увидели на экране.

Воланд сыгран отлично. Спокойный, умный, усталый. Сила, привыкшая ощущать свое могущество, но сохранившая любопытство.
Иван Бездомный – также удался. Уж на что я не люблю Гармаша, но здесь он на своем месте. Прямолинеен, напорист, забавен в своей наивности.
Отлично снят эпизод погони Бездомного за Воландом. Иногда вечером бывает такое ощущение, что мир за углом – потусторонний. Тот самый мир, который пару часов назад при свете солнца был знаком тебе в деталях, а вот теперь, в мутном свете фонаря, странно шевелятся ветви дерева, и воздух дрожит, да и вообще как-то не по себе… Вот такое настроение в этом эпизоде. Луна, пустые улицы, ощущение, что вот-вот дотянешься, сворачиваешь за угол, а компания снова далеко, и ты опять бежишь, и вот уже рукой подать, и снова за угол, и опять - троица исчезает на горизонте.
Мне очень понравился и эпизод в психиатрической больнице. Его обычно очень любят режиссеры. Уделяют массу времени, внимания и превращают, как правило, в полнейшее занудство. Здесь появление поэта в психушке – чудесная юмористическая сцена. Его последующий разговор с Мастером, в окружении теней и света фонарей – красивая и точная зарисовка, раскрывающая для нас образ самого Мастера.
Мастер. Его играет неизвестный мне до этого актер Виктор Раков. Надо сказать, что остальные его роли мне не запомнились совершенно, но Мастер получился идеальный. Мудрый, интеллигентный, чуткий, прекрасно понимающий действительность и при этом чуть не от мира сего.
Понтий Пилат. В свое время мне очень понравился Пилат в экранизации Бортко (в исполнении Лаврова, необычный, но замечательный), но Пилат Ульянова ничуть ему не уступает. Он более традиционен, но зато и более римлянин. Сцена головной боли настолько настоящая, что чуть ли не физически ощущаешь, как мигрень отступает. И, наверное, это более правильный Пилат.
Свита Воланда. Почти все хороши, включая очаровательную Геллу («Как, Вы пришли без шпаги?») и за исключением, как обычно, кота. Он здесь не столь ужасен, как у Бортко, но я все равно не понимаю, почему нельзя было оставить в фильме просто животное? Обычного, настоящего пушистого черного кота. Достаточно было бы, чтобы он лежал себе в кресле или на коленях у Воланда, и временами подавал свои гениальные реплики. Азазелло и Коровьего вполне хватало для создания суеты.
Кстати, хорошо получилась квартира, которая приобрела готические своды и изящную обстановку.
Варьете – вполне себе. Воланд прекрасен, а остальное сделано достойно, но без изюминки. А может просто сам момент уже слишком приелся.
Сцена бала начиналась неплохо, и я даже готова смириться с толпами обнаженных женщин (хоть я не помню такого у Булгакова), но Маргарита здесь ну ни разу не особа королевской крови (кстати, непонятно, почему она не летит обнаженной на метле? Уж где-где, а в этой сцене это было бы уместно). Появление среди гостей Сталина, Гитлера и Ленина, которое многих возмущает, меня не смутило. Почему бы и нет, в конце концов. А вот почему все спутницы обнажены, не очень понятно. Остатки 90-х?
Иешуа. Хороший. Может быть слишком обычный. От этого образа всегда ждешь чего-то особенного, чего-то на грани. Здесь никаких всплесков гениальности не было. Но хорошая уверенная работа – да.
Собственно, единственным недостатком (даже кота я готова простить) стала линия Мастера и Маргариты. Трудно сказать, чего не хватило, может быть пары дополнительных минут, может быть пары диалогов, может просто одного правильного взгляда, чтобы зритель мог почувствовать, что Мастер и Маргарита не чужие люди. А так, не то что, великой любви, там даже искры не проскакивает между ними.
Маргарита сама по себе, это единственная роль, которая оказалась полностью провальной. Может потому и упомянутая выше история любви не получилась. Я всегда представляла себе Маргариту не столько смелой, сколько умной женщиной. Ведь она смогла полюбить не только Мастера, но и его роман. Та барышня, которую сыграла Вертинская, смотрит на Азазелло гораздо с большим интересом, чем на Мастера. Она едет к Воланду скорее из любопытства, чем с целью разыскать Мастера. Хуже того, она неестественна ни в одной сцене. За распахнутыми глазами нет ничего, кроме детского изумления. Ни мысли, ни чувства… Но, хватит о ней.

Общем и целом, несмотря на мелкие придирки, вышел очень и очень достойный фильм. Я бы сказала, правильный. Его можно рекомендовать к просмотру, и, мне кажется, что смотреть его дома будет приятнее, чем в кинотеатре. Впрочем, такой приятной публики, как на этом сеансе я уже давно в кино не видела. И да, зал был полный, так что заботьтесь о билетах заранее (нам удалось попасть в кино только со второго раза).
Tags: фильмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments