На сей раз это был спектакль про маленького Моцарта, который я давно планировала посмотреть. Надо сказать, что это красивый и в хорошем смысле слова театральный спектакль. С одной стороны, все эти вязаные парики, костюмы, туфли с бантами - создают ощущение такого, знаете, классического мольеровского театра, а с другой, придают весьма ироничный и современный (я бы даже сказала, постмодернистский) оттенок происходящему на сцене.
В основе спектакля история о том, что как-то раз, маленький Моцарт проспал целых 10 дней, в результате чего чуть не довел до инфаркта своего отца, запланировавшего в Париже концерт маленького гения. Вокруг сна Моцарта крутится большая часть интриги: двор с его сплетнями, сложные отношения в семье самого Моцарта и, наконец, тот, потусторонний мир - куда попадает (а почему бы и нет) Моцарт во время своего сна.
Начнем с грустного, с минусов:
1. Спектакль начинается с игры на фортепьяно юного Моцарта. Конечно, это эффектно, когда маленький мальчик вживую играет на сцене. Но для этого он должен играть хорошо. А мальчик играет плохо. Увы. И появляется фальшивая нотка, которую хочется сразу забыть. Мелочь вроде, но ...
2. ЗВУК. Звук и еще раз звук. Громкость на сей раз превзошла все разумные пределы. Наверное, это кажется странным, когда человек жалуется на громкость. Подумаешь, какая ерунда. Но эта мелочь сильно ухудшает впечатление от спектакля. Во-первых, актеры КРИЧАТ. Почти все, кроме, разве что шута, отца Моцарта и самого Вольфи Моцарта. Именно кричат, а не разговаривают. Это очень тяжело. Хочется отодвинуться куда-то подальше и заткнуть уши. К сожалению, для меня первое действие закончилось просто ужасной мигренью (в результате пришлось уйти домой, потому что оценив свои силы, я поняла, что не смогу смотреть дальше - и мне очень-очень жаль, потому что хотелось увидеть все целиком). Ребята, у вас ну ОЧЕНЬ ГРОМКО. Опять-таки, зачем? Зачем так? Театр крохотный, акустика очень хорошая. Даже шепот слышен на последнем ряду. И это же почти каждый спектакль так, но в этот раз было просто убойно. Я все время надеюсь, что хоть когда-нибудь громкость снизится, но пока, увы, напрасно.
3. Собственно сама пьеса. Скажем так, ее нет. Сюжета в обычном понимании нет. Есть череда диалогов, какие-то пропевы из одного-двух слов (для меня это был скорее минус, чем плюс, сама идея хорошая, а вот тексты этих пропевов хотелось бы продуманнее, быть может просто музыкальные заставки и то были бы лучше), прослаивающие эти диалоги, несколько шуток и все.
Несомненно, очень и очень многое искупается самой постановкой. Но не все. Когда одна из барышень в третий раз повторяет шутку про двенадцатиперстную кишку (громкость зашкаливает, да), а вторая каждые несколько минут рефреном твердит «сплетни-сплетни», это становится скучно. Эмоционально - да, зрелищно – да, но интеллектуальный подтекст – слишком мал. Я понимаю, что многие актеры – еще дети, ну и что? Мы же не хотим делать на это скидку.
Дальше. Автор говорит, что его пьеса о противостоянии гения и власти. Честно? Нет этого в спектакле. Точнее, слова об этом звучат, а вот в спектакле этого нет. В дух не вписалось, и от этого кажется чем-то инородным. Плохо ли это? Не знаю, на мой взгляд, отсутствие такого противостояния самому спектаклю не повредило. Скажем, отношения в семье Моцартов актерам удались лучше и смотрелись естественнее. Не то чтобы, рановато ставить в основу философские вопросы (в других спектаклях они отлично совмещались со всем остальным), просто именно здесь – не получилось. Но опять-таки, повторю, может это и к лучшему. Жаль другого, того, что какой-то общей идеи не сложилось.
О плюсах:
1. Как всегда в этом театре, нельзя не отметить ОЧЕНЬ ХОРОШУЮ СЦЕНОГРАФИЮ. Каждый раз я удивляюсь, как талантливо и интересно используется столь маленькое пространство. Начиная от того, как сразу задает ритм самая первая сцена с актерами, передающими по кругу листы с нотами, и заканчивая волшебным воплощением «потустороннего мира»: идея с переливающимся светом и маленькими белыми мальчиками (душами будущих гениев?) завораживающе хороша.
2. Костюмы и реквизит. Огромный респект художнику, костюмы – это истинное украшение спектакля. Подозреваю, что в иных декорациях спектакль бы смотрелся куда менее стильно.
3. Очень понравилось, как сделана и сыграна роль шута – это совершенно классический шут, типа Шико: ироничный, проницательный, умный, человечный. Это на уровень выше всего остального.
4. Понравилось решение с движением по лестнице в такт музыке. Эффектно и необычно.
5. Акцент отца Моцарта - также хорошая находка, жаль, что он почему-то исчез у его детей. Ну, да, наверное, детям это сложно передать.
Итог: из трех спектаклей, которые я посмотрела, этот наиболее театральный и, к сожалению, наиболее поверхностный. Зрелищный, эффектный, музыкальный – да, но вот смысловой начинки все-таки не хватает. Думаю, что людям эмоциональным и легко подхватывающим мотивы и волны вдохновения, спектакль понравится. За его воздушность, водоворот происходящего на сцене и легкую грустинку. Только не забудьте беруши. (Это правда важно). Предпочитающим напряженную психологическую игру, изящный сюжет и впечатляющие диалоги – лучше начать знакомство с театром с другого спектакля.
Мне жаль, что вышел такой не очень-то положительный отзыв, но мне хочется, чтобы этот театр не снижал планку, чтобы он нравился и становился лучше. Поэтому здесь нет восторженных комплиментов, а есть то, что есть.