?

Log in

No account? Create an account

Отпечатки лап домашней кошки

и хвоста

Previous Entry Share Next Entry
"Фантазии Фарятьева" или "Не только о звездах"
kagury
Не знаю, чем вы занимались 12.12.12, а мы ходили смотреть вполне соответствующий красивой дате спектакль в Малый Драматический Театр на Б.Серпуховской.


Надо сказать, что если в прошлый раз (это были "Мещане"), я прочитала оригинал пьесы после спектакля, то теперь, решила подготовиться заранее, и сделала это до. Ни в коем случае не следуйте моему примеру! Нет, сама пьеса хорошая, не лишенная психологизма и, что редко бывает, легкочитаемая. Но, разумеется, прочтение a priori приводит к тому, что в голове складываются определенные образы героев. Конечно, с одной стороны, потом куда интереснее сравнивать свое представление с режиссерским, но с другой - это свое сильно мешает восприятию.

Спектакль построен таким образом, что зрители оказываются с двух сторон от сцены, и словно заглядывают к соседям по коммунальной квартире. С учетом того, что все очень близко (спасибо театру за прекрасные места), есть некоторое ощущение подглядывания в замочную скважину. Не знаю, хорошо это или плохо, но необычно.
А сам спектакль - о любви. О том, что время неприлично быстро убегает, а подходящей партии все нет и нет. О том, стоит ли полагаться на чувства или предпочесть аккуратный расчет. Насколько искренним можно себе позволить быть. И стоит ли вообще? Ну, и конечно, что из всего этого в конце-концов получается.
А получается из этого очень камерный, живой спектакль, сделанный в классических театральных традициях (несмотря на ряд нестандартных решений), и хорошо сыгранный. И если бы я не прочитала предварительно пьесу, то здесь поставила бы жирную довольную точку.

Но я прочитала. И поэтому жирная точка будет после изрядной порции ремарок.
Начнем с того, что на сцене мы увидели хаотичную смесь времен. Квартира, одежда, радио-трансляция, предметы быта - как бы из 70-х, но при этом младшая сестренка - явно из 90-х, скатерти на столе - из 2000-х. Это вроде мелочи, но при очаровательной уютности и крошечности общего пространства такая дисгармония немного режет глаз. Может вообще не стоило делать отсылок в прошлое?

Подростковый максимализм в образе младшей сестренки мне показался несколько черезчур уж максимализмом. Опять-таки, по тексту младшая сестра мне представлялась юной красавицей, за которой ухаживают все мальчики в классе, в противовес несколько замкнутой и менее яркой старшей, которой и выбирать-то не из чего. А здесь все повернулось совсем иначе.

Удивил выбор очаровательной юной барышни на роль тети Павла. Разве грим уже совсем отменили? Уж очень трудно было себя убеждать в том, что перед нами на самом деле почти старушка, хотя сама девушка очень понравилась.

Человек с саксофоном - ну как корове седло, прошу прощения за сравнение. Не нужен он здесь совсем. Зато вот вся остальная музыка - подошла идеально. Большой респект человеку, занимавшемуся музыкальным оформлением.

И еще мне было немного жаль выброшенного действия, где происходит разговор мамы девочек с тетей Павла. Мне показалось, что с учетом некоторой общей гротескности, толика юмора была бы уместной.

Ну и если в пьесе перед нами набор скромных интеллигентов, и поэтому вся игра идет на полутонах, то в спектакле персонажи получились контрастнее и проще. Сложность отношений никуда не ушла, а вот способы выражения чувств явно сместились в сторону жесткой современности.


Хотя нет! Финал! Финал получился совершенно прекрасным. Как-то удивительно одухотворенно сыгранным. Волшебно. И за него можно простить и забыть про все эти мелочи, подробно разобранные выше в спойлерах. Специально не буду писать, что там в финале. Это надо пойти и увидеть. Оно того стоит.



  • 1
Я для таких случаев давно выработал правило - смотреть свежим взглядом, а уж потом, придя домой, читать первоисточник. Правда, в случае с "Фантазиями Фарятьева" такой подход всё равно не сработал бы: слишком памятен фильм Авербаха с участием Андрея Миронова.

А я, каким-то образом, удудрилась его не посмотреть. Точнее, вроде кадры/лица все знакомые (хотя насчет лиц, это смешно, конечно - кто же не знает Миронова с Нееловой), но совершенно не помнилось, что там было. в этом фильме.
Надо, кстати, пересмотреть что ли.

  • 1