kagury (kagury) wrote,
kagury
kagury

Category:

Все, что вы хотели узнать о передвижке домов или "Москва глазами инженера"

В прошлое воскресенье мы воспользовались замечательным предложением любимого сообщества mosblog и проекта Москва глазами инженера и побывали на автобусной экскурсии “Дом переехал. История передвижки домов и памятников в Москве”.

Не знаю, для кого как, а для меня до сих пор передвижка домов была чем-то вроде красивого мифа. Потому что как любой человек, который хоть раз ввязывался в ремонт и представляет, что влечет за собой передвижка хотя бы шкафа, я была просто не в состоянии представить, как дом можно двигать с места на место, да еще чтобы при этом все внутри оставалось в целости и сохранности, включая людей и наборы хрустальных рюмок...

На самом деле оказалось, что история перемещения зданий начинается аж в 15 веке, а именно, в тот самый момент, когда Аристотель Фиораванти (тот самый, который построил Успенский собор московского Кремля) передвинул колокольню в Болонье.

Отечественная история движущихся домов более юная. Первым передвинутым сооружением была деревянная церковь в Моршанске, которую передвинул в 1812 г. местный умелец Дмитрий Петров.
В Москве же первое здание сдвинули с места только в 1898 г.: инженер И.М.Федорович провел передвижку двухэтажного кирпичного дома на Каланчевской улице, который мешал расширению путей. Строение было добротное, основательное, разбирать трудно, сносить жалко. Дом обвязали понизу железной полосой из рельсов, чтобы скрепить стены, и поволокли. Итог проделанной работы можно увидеть и сейчас, это дом № 32/61 на Каланчевской улице. В то время, конечно же такие работы были настоящим событием, «Русский листок» даже опубликовал стих:

Нельзя сказать, чтобы проворно,
Но все ж – единственный пример!
Дом продвигается упорно,
И торжествует инженер!

Но все же передвижка домов в дореволюционное время широкого распространения не получила. Эта практика возобновилась позднее, в 30-е годы, когда настало время расширять и распрямлять улицы. В 1936 году даже организовали "Трест по передвижке и разборке зданий". Но вернемся в настоящее. Первым домом, который мы увидели на экскурсии, был дом на Садовнической 77, который передвинули в 1937 году, и весь процесс тогда занял 3 дня. Дом двигали без отселения людей; работали все инженерные системы здания: электроснабжение, водопровод, канализация, телефон. Вот так этот дом выглядит со двора.

Отлично виден металлический каркас, который скреплял стены, чтобы они не развалились при передвижке. Технология же использовалась следующая:
1) дом скрепляют по низу рандбалкой - что-то вроде толстого железного обода, она играет роль корсета
2) прокапывают дорогу для движения дома, засыпают щебенкой и укладывают по ней рельсовые пути
3) в цокольной части дома пробивают отверстия, в которые эти рельсовые пути пропускают
4) отрезают дом от фундамента
5) выводят наружу коммуникации
6) на рельсы кладут катки
7) в те же отверстия в цоколе, куда вводили рельсы, вставляют ходовые балки, они и будут обеспечивать качение дома по каткам
8) присоединяют дом к лебедкам и толкают домкратами
9) дом едет, жильцы машут из окон платочками
10) переезд закончен, дом на новом месте
http://engineer-history.ru/post/kak-peredvinut-dom/ - вот тут можно посмотреть всю технологию, шаг за шагом.

А на фотографии внизу отлично видно, как вьются по земле коммуникации:




Следующим домом, который мы посмотрели, был дом около Большого Каменного моста. Именно про него Агния Барто написала забавный стих:

Возле Каменного моста,
Где течет Москва-река,
Возле Каменного моста
Стала улица узка.

Там на улице заторы,
Там волнуются шоферы.
— Ох,— вздыхает постовой,
Дом мешает угловой!


Здесь дом весом в 7500 тонн не просто двигали, а еще и поднимали на высоту 1,87 м., т.е. затаскивали на гору. Потребовалось около 200 домкратов.
Кстати, естественно возникает вопрос, насколько экономически целесообразно двигать дома. Так вот, считается, что передвижка дома стоит примерно 40% стоимости здания, в то время как его снос - порядка 30% (это не считая людей, которых надо куда-то переселять).

Дальше мы отправились на Тверскую. Здесь "передвижникам" было просто раздолье. Улица была довольно узкой, и по московской традиции - умеренно кривой. Поэтому дома отодвигали вглубь, чтобы отодвинуть так называемую "красную линию". Вот для сравнения Тверская сегодня и почти сто лет назад:
SDC16812.JPG

SDC16813.JPG

Наиболее примечательные передвинутые здания - это Глазная клиника (она перехала в переулок), дом Сытина (отъехал в сторону площади Маяковского), здание Моссовета (в процессе передвижных работ здание не переставало функционировать), а также красивейшее и невероятно тяжелое, около 23000 тонн, Саввинское подворье (которое перевезли не только вместе с жильцами, но и с подвалами ). Последнее, кстати, жаль. Оно теперь спрятано во дворе, и мало кто знает, в какую арку надо войти, чтобы обнаружить этот дивный дом в стиле русского модерна.
Это вот Моссовет. Между прочим, обратите внимание, что этажей стало больше, чем было.

Кстати, это была чуть ли не самая быстрая передвижка. Дом переехал на 13,65 м за 41 минуту. И ничего не испортилось!

Помимо домов двигали также памятники - Александр Сергеевич переместился на другую сторону улицы. Говорят, что двигать Пушкина помогали многие окрестные жители.

А также двигали мосты. Последнее я помню по детству. Каменный мост, по которому мы пешком ходили в Лужники, в один день передвинули на несколько километров по реке.

В случае моста схема несколько проще. Отсоединяется серединная часть и перевозится в нужное место на баржах. А там уже приделывается к новому основанию.

Как известно, лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Если вы в Москве - то самый простой путь изучить историю передвижки, это отправиться на экскурсию от проекта "Москва глазами инженера", на которой вам покажут передвинутые дома, памятник и мосты и ответят на все возникшие вопросы. Из минусов - цена (950 руб за человека, на мой взгляд, это много), и вероятное присутствие бегающих под ногами мешающих детей, от которого вы не застрахованы. Я бы также порекомендовала организаторам сделать какие-нибудь наглядные картинки самой технологии, потому что именно ее и хочется понять, а на основании устного рассказа это сделать довольно сложно.

Если вы не в Москве, то есть и другой вариант - посмотреть кадры, которые рассказывают про передвижение домов. Очень рекомендую очаровательный (и короткий) фрагмент из фильма "Новая Москва":


А также более длинную передачу из серии "Городские легенды". Последняя хороша тем, что довольно подробно и наглядно показывает, как же все было на самом деле.


За живые передвинутые дома, фотографии и фильм, а также вдохновение для написания поста спасибо нашему экскурсоводу Айрату. И конечно, mosblog - за украшение наших дней увлекательными событиями.

Tags: Москва, блогерский поход
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments