kagury (kagury) wrote,
kagury
kagury

выставка "Восточный экспресс" в центре Марс

Я довольно долго работала в окрестностях Цветного бульвара, и мне казалось, что я знаю там каждый закоулок. Однако наличие центра "МАРС" стало для меня сюрпризом. Небольшое с виду здание скрывает в себе значительные пространства, которые в настоящий момент прячут в своих недрах коды и шифры теней и призраков современного искусства. Или,иными словами, выставку "Восточный экспресс".

Например, инсталляция "Остаточный мыслепоток" предполагает, что
"вступая в контакт с объектом искусства, зритель получает уникальную возможность наладить прямой диалог с собственным психофизиологическим механизмом".
Спорить с этим трудно :)



Данная выставка — это совместный проект Центра МАРС и МГХПА имени С. Г. Строганова, который по мысли создателей "исследует современный медиаландшафт, который являющийся местом встречи Европы и Азии с их различными технологическими и культурными традициями".
Честно-говоря, Азии я в представленных инсталляциях как-то не ощутила совсем, да и Европа тут присутствует весьма условно (разве что словом Пифия, напоминая Грецию), не говоря уже о том, что слово "экспресс" - отражает разве что стремительность современного мира, но авторам виднее.

Первый зал, в который вы попадаете, называется Пифия. Большое темное пространство, на стенах экраны. В центре висит микрофон, куда можно говорить слова, а экраны воспроизведут их в виде текста. Иными словами - цифровое эхо. Но слово оракул, ясное дело, звучит красивее. Предлагается верить, что услышанное программой может коснуться вашего будущего, и создать "вещий глитч". Если кто не в курсе, "глитч-арт" - направление в искусстве, в котором главными выразительными средствами являются цифровые помехи и ошибки".

Дальше следует комната "Ангела". На стены проецируется нечто пузырчато-чешуйчатое, в чем, приглядевшись, можно увидеть глаз существа. Больше всего в нем от монохромного крокодила. Внутри возникают довольно неуютные ощущения.




Кстати, описания большинства инсталляций есть только при входе на выставку. Поэтому, если вы хотите правильно понять глубокую мысль, заключенную, например, в нескольких камнях на полу ("которые омываются энергетическими потоками, напоминающими о скоротечном времени") или шершавой стене разных оттенков, или даже круге, вместившем в себя движущийся хаос ("генетическом тотализаторе, в котором зритель может увидеть эпизод бесконечного процесса эволюции... художники использовали принцип генетических алгоритмов, позволяющий выращивать цифровые организмы виртуальным путем", имеет смысл вдумчиво прочитать описание ДО того, как вы войдете в соответствующую комнату. Или аккуратно снять себе на телефон.
С учетом цены билетов (500 руб в выходные), думаю, что можно было бы просто распечатать десяток коротеньких текстов для удобства посетителей и выдавать вместе с билетом. Но это я придираюсь, да.

Мне, как обычно, не хватило тараканов в собственной голове, чтобы оценить величие замысла. Если вы когда-нибудь видели компьютер, то вряд ли выставка вас удивит, хотя отзывы в интернете свидетельствуют об обратном.

Впрочем, местами у меня было явное ощущение, что все эти темные комнаты с экранами предназначены для человека, уже вошедшего в измененное состояние сознания. Например, такое, когда внутренние образы готовы слиться с внешними и отразить/вобрать/приумножить/разделить их смысл. Вот если бы вместо гардероба была кальянная, то процесс восприятия современного искусства происходил бы эффективнее.


И еще одно подозрение, которое у меня зародилось - студентам Строгоновки надо было срочно сдать зачет по инсталляциям, и Марс радушно предоставил свои пространства будущим звездам современного искусства. Потому что уровень - пока студенческий.

Пожалуй, единственная любопытная штука среди всего представленного, это "Пустота" или "Void". Вы устраиваетесь в мягком кресле-мешке, а вокруг вас крутится пространство, переливаясь полосами всех цветов и меняя ось наклона вселенной. Если сосредоточиться, то ощущения вполне реалистичные. Но людям со слабым вестибулярным аппаратом я бы не советовала быть осторожными с этим местом.


Кстати, вот, если бы к выставке прилагался экскурсовод, который бы приоткрывал завесу тайны, связывал настоящее с прошлым, и проводил посетителя по тайным уголкам его же собственного сознания, то проект мог бы стать куда более любопытным.

В общем, как вы уже поняли, выставка оставила меня в некотором недоумении, но зато я впечатлилась талантом человека, который придумывал подписи. Где он берет травку?, а также узнала новое слово "глитч-арт". И я верю, что более талантливые люди найдут здесь свои точки сборки.

Спасибо ketosha и mosblog за необычные впечатления.
Tags: блогерский поход, выставки, культурная жизнь, мосблог
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments