В постановке Андрея Любимого акценты расставлены совсем иначе. Здесь усадьба и вишневый сад - это вовсе не центральная тема. Это лишь старый дом, родной, привычный, вызывающий ностальгические чувства вместе с "глубокоуважаемым шкафом". Но это - бывший дом. Потому что новый и настоящий - он уже давно не здесь, он где-то там, в Париже, и реальная жизнь - она тоже там, а здесь - лишь призраки прошлого. Поэтому и общая атмосфера - с легкой сумасшедшинкой. Поэтому и продажа дома не воспринимается как трагедия, здесь - это лишь некоторая проблема, которую нужно как-то решить, и даже не важно как. Поэтому и Лопахинские взывания ни к чему не приводят, их слушают, но не слышат. Не все ли равно, что будет с вишневым садом, если ты его уже никогда больше не увидишь? И кому нужны эти дачи?
Несмотря на то, что по замыслу режиссера (и по названию), здесь главная роль - роль Раневской, центральным персонажем оказывается все-таки Лопахин. Между прочим, и сам Чехов воспринимал его именно так, и в свое время очень сокрушался, когда Станиславский предпочел роль Гаева. Собственно, Лопахин здесь получился единственным стоящим на земле человеком. Ну может вот еще Варя. Потому что на ней дом. Но именно Лопахину больше всех жаль усадьбу с садом, это именно он прилагает все усилия, чтобы сохранить привычную атмосферу, это он нянчится с порхающими барышнями и бессмысленными мужчинами. Все это - потому что он влюблен в Раневскую? Возможно. Иначе, почему раз за разом откладывает предложение Варе?
И когда Лопахин покупает дом, то понятно, что он покупает свою детскую мечту. От которой все остальные уже давно отказались, как забыли про старого Фирса...
Здесь Лопахин вовсе не расчетливый купец (как мне представлялось ранее), здесь он скорее наоборот, единственный человек, который сохранил связь с домом (не считая Фирса, конечно)и с реальностью: "порядочный человек во всех смыслах", который держится "благопристойно, интеллигентно, не мелко, без фокусов", т.е. прямо по Чехову.
Возможно, что и в остальном (если не считать почти отсутствующих декораций) версия Андрея Любимого близка к тому, что хотел бы увидеть на сцене сам Антон Павлович.
Несмотря на то, что пьесе уже больше 100 лет, смотрится спектакль весьма современно и интересно. Кстати, еще тут - на удивление гармонично подобранная команда актеров. Даже трудно выделить кого-то особо. Каждый герой здесь именно такой, каким должен быть.
Апарте - крошечный театр, спрятанный во дворике прямо за величественным собором Святого Мартина. Но несмотря на игрушечные размеры, происходящее на сцене оказалось очень даже настоящим.
Очень рекомендую.
P.S. теперь вот думаю, что надо бы посмотреть еще один "Вишневый сад" и сравнить впечатления.
Большущее спасибо

Отдельное спасибо театру за прекрасные места и вечер, заставивший перелистать старые письма Чехова.