kagury (kagury) wrote,
kagury
kagury

Category:

"Русское варенье" в театре Школа Современной пьесы

На мой взгляд, "Русское варенье" - это один из лучших спектаклей, поставленных в Школе современной пьесы.
Признаюсь честно, я смотрела его дважды. Первый раз, лет 10 назад, когда он только появился. Тогда меня привлекло имя Людмилы Улицкой. Ведь это ее пьеса.
Второй - примерно неделю назад, благодаря ketosha и mosblog. Просто потому, что хотелось снова увидеть хороший спектакль, а также Татьяну Васильеву и Ольгу Гусилетову, которые мне в нем очень понравились еще тогда.

И знаете что? Спектакль все так же хорош. А может стал даже и лучше, как выдержанное вино. А вот акценты, пожалуй, чуть поменялись. Например, мужа Елены играет теперь актер с азиатским типом внешности. Ну так и мир не стоит на месте.

Действие происходит в 2002 году, в дачном академическом поселке. Теперь здесь живут Андрей Иванович (дядя Дюдя), Наталья Ивановна и ее три дочери, а также муж средней дочери Константин. Дача получена в наследство от академика Ивана Лепехина, отца Натальи Ивановны и Андрея Ивановича. Ведет хозяйство Мария Яковлевна, сестра покойного мужа Натальи Ивановны. Наталья Ивановна исполняет большой заказ – перевод на английский язык многотомника современной русской писательницы Евдокии Калугиной, жены Ростислава.

У спектакля разнообразная и сложная звуковая партитура, которая в идеале доходит до симфонизма. Составляющие партитуры – треск пишущей машинки, на которой печатает Наталья Ивановна, компьютерная музыка, производимая Константином, а впоследствии, когда компьютер окончательно ломается, грохот ударной установки, подозрительный скрип раскладушки, временами доходящий до неприличия, мяуканье кошки, которая жаждет любви, вибрация отбойного молотка, дребезг разбиваемой посуды и прочие шумы домашнего обихода – спускаемой воды в туалете, падения предметов, колокольный звон из близлежащего монастыря, звонки телефонов – главным образом, Лизиного мобильного и, наконец, визг тормозов и рев бульдозеров. Естественно, все эти шумы не заглушают речи.


Старая дача. Мебель в чехлах, полумрак. На стене - освещенный портрет Чехова. Семья интеллигентов, которые сдают квартиру в центре, чтобы было на что жить, т.к. источник денег у них всего один - переводы, которые делает мать семейства. Состоит из: трех сестер - все совершенно разные, каждая со свои характером, профессора математики (Лепехина) - любителя припрятать бутылочку в буфере, Маканю - почти домработницу, и в то же время - члена семьи. Также присутствует некий объект мужского пола - существо бессмысленное, ибо якобы музыкант. Где-то в районе туманного горизонта обретается старший брат - бизнесмен, и вообще человек уже другого мира. Плюс его жена, пишущая романы - ядовитая шпилька со стороны Улицкой в сторону бесконечных детективных барышень.
И разговоры. Много-много разговоров, забавных, будничных, ироничных, ехидных, саркастических. Ни разу не скучных. Местами смешных. О жизни, конечно:

- Господи, как я устала! Уже три часа ночи. Я не могу заснуть. Ночь пропала… Все пропало. Молодость пропала!
- Если ты так будешь ныть, то и старость пропадет…

Плюс книжка Молоховец и варенье.
Куча аллюзий в сторону Чехова. Не буду перечислять, это такое приятное узнавание. С его портрета начинается спектакль, его герои - в каждой сцене. И они - одновременно мы. Впрочем, Улицкая не любит людей меньше, чем Антон Павлович. Она к ним нежнее. Хотя набор диагнозов - налицо :) Afterchehov, как иначе.


– Я работаю как ломовая лошадь!

– Не надо идеализировать прошлое!

– Не надо идеализировать будущее!

– Вы серо живете, вы много говорите ненужного!

– Дача разваливается! Ну неужели никто ничего не сделает?

– Надо позвать человека! Где Семен?

– Пускай Ростислав в конце концов займется домом!

– Надо перестать восхищаться собой! Надо работать! Надо тяжело работать!

– Лучше помолчим!

– Идеалы добра и общественного самосознания!

– Пятьсот долларов в неделю на хозяйство…

– Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете.

– Антон Павлович много насочинял: кое-что преувеличил, кое-что изменил…

– Лиза! Воздержись!

– Какой у вас голос… возбуждающий…

– Я не работал ни разу в жизни. Лакей стаскивал сапоги. Я буду работать.

– Пускай работает рабочий! И не рабочий, если хочет! А я работать не хочу!

– Не надо идеализировать прошлое!

– Теперешняя жизнь будет со временем казаться странной, неумной и грешной…

– Поставьте самовар! Кто-нибудь, поставьте самовар!


На мой взгляд, отличный спектакль, очень рекомендую. Да еще и состав актеров замечательный: Васильева, Филозов, Санаева, Гусилетова.
Tags: Школа современной пьесы, мосблог, театр
Subscribe

Posts from This Journal “театр” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment