kagury (kagury) wrote,
kagury
kagury

Categories:

Босх - загадочный и жуткий или "Ожившие видения" в Art-play

Я замечал в сочельник и на пасху,
Как у картин Иеронима Босха
Толпились люди, подходили близко
И в страхе разбегались кто куда,
Сбегались вновь, искали с ближним сходство,
Кричали: "Прочь! Бесстыдство! Святотатство!"
Во избежанье Страшного суда



Несмотря на то, что Босх покинул этот мир почти 500 лет назад, он все еще продолжает удивлять, шокировать и интриговать своими фантазиями. Оно, конечно, понятно, Голландия, кофешопы, давние традиции использования растений в быту... В общем, ткань бытия все прозрачнее, подсознание все ближе к краю реальности.
Между прочим, что любопытно, работы Босха совершенно не выглядят "покрытыми пылью веков". Вне зависимости от формы их представления. Например, в чопорном Прадо на фоне строгих классических полотен триптих "Сад райских наслаждений" смотрится практически, как коллаж современного дизайнера.
Кстати, триптих в оригинале довольно небольшого размера, так что возможность рассмотреть его в деталях на больших экранах - идея хорошая. Благодаря mosblog, который не устает радовать любителей искусства и светских раутов, мне удалось побывать на открытии выставки, так что дальше расскажу о том, что там можно увидеть.

Сама выставка состоит из нескольких частей. Основной мультимедийный зал, на стены которого в постоянном режиме транслируются части триптиха "Сад земных наслаждений", разфрагментированные на ожившие составляющие, предваряют несколько пространств, в которых организаторы выставки видимо стремились создать некое отражение того жутковатого символизма, который присутствует в живописи, а также хоть немного привязать его к современной (или вечной?) реальности.

В самом первом зале находится экран с триптихом, и рядом что-то вроде большого планшета, который позволяет читать комментарии к отдельным сценам. Обычно эту часть все быстро проскакивают, а зря, т.к. любопытно.

Вот, примерный аналог, который есть в интернете: https://tuinderlusten-jheronimusbosch.ntr.nl/en - можно разглядывать картину в деталях и читать или слушать пояснения (правда, на английском).

В одном из небольших залов выстроены в ряд странноватые манекены:


В другом стены заполнены информацией о том, что происходило во времена Босха, при этом чтобы прочитать тот или иной фрагмент нужно подсветить его фонариком (фонарики выдают при входе).


Проекция колеса с семью грехами, которое крутится, по очереди подсвечивая тот или иной грех:

Считается, что эта работа - одно из наиболее очевидных произведений Босха, видимо потому, что она снабжена цитатами, разъясняющими смысл изображений: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их». Мрачноватый взгляд, что и говорить.

Рядом стена, где грехи уже в виде букв. Можно задуматься о соответствии цвета и смысла, да и вообще... Для меня вот уныние (спасибо работодателю за синие стекла в темном окне) и гнев (когда я за рулем) - два основных.


В холле то и дело можно было натолкнуться на замерших в разных позах людей (символизирующих - корабль дураков?). В полумраке это довольно жутковато, особенно, когда ты сразу и не понимаешь, живой это человек, или восковая фигура...

Но вернемся к главному залу и главной изюмине выставки. Что же происходит вокруг зрителя, когда он входит в темное пространство с экранами по стенам? Надо признать, что хотя произведения Босха таят в себе множество трактовок и символов, устроители выставки выбрали самый простой вариант, уже опробованный на примере выставки Микеланджело. Иными словами, они показали человеческий путь, который начался в райском саду и даже в каком-то смысле в Мировом океане, в окружении всевозможных плавающих созданий


а вот закончился у всех по разному...

Вообще, идея использования музыкальных инструментов в качестве пыточных орудий мне тоже близка... Не в смысле, что я была бы готова воплотить ее в жизнь, а в том, что вполне представляю, какие муки может доставлять бесконечное звучание музыки. :)

Обратите внимание, что несмотря на жутковатые изображения людей, в полном соответствии с цитатой Антокольского: "
Он сел в углу, прищурился и начал:
Носы приплюснул, уши увеличил,
Перекалечил каждого и скрючил,
Их низость обозначил навсегда...",


животные у Босха всегда очень симпатичные.

В сову невозможно не влюбиться:


Кстати о сове. Как известно, в Голландии год Босха отмечается с большим размахом и уместной экстравагантностью. В частности, с сентября 2015 года в городской кузнице Хертогенбоса (города, где родился и прожил все свою жизнь Босх) изготавливают трехликую сову — конструкцию 9-метровой высоты. Все желающие могут стать участниками захватывающего действа, освоить кузнечное мастерство и внести свою лепту в создание нового символа города. Иероним Босх часто изображал сову в своих произведениях и сова, как классический символ мудрости, а в средневековом толковании — источник вреда и глупости, — станет данью уважения художнику. Торжественное открытие монумента состоится в декабре 2016 года. Можно еще успеть :)

Еще много интересного о событиях этого года по-русски написано у philologist (http://philologist.livejournal.com/7932186.html - очень рекомендую заглянуть), а также на голландском сайте, посвященном году Босха (смело тычьте в картинку ниже):


Итак, основной вопрос - стоит ли идти? Да! Если вам интересно окунуться в фантасмагорию 500-летней давности, увидеть еще одну весьма экстравагантную историю рождения и падения человечества, а также пробудить в себе любопытство и исследовательский пыл. Ну, и, наконец, ощутить себя персонажем картины Босха:


Следствием выставки является непреодолимое желание еще раз рассмотреть картины в деталях, прочитать версии о том, какие тайные смыслы зашифрованы во всех этих существах и сценах и еще раз съездить в Голландию.

Огромное спасибо за приглашение a_nouchka, а за компанию nastyono4ka и katyakhripunova.
Tags: блогерский поход, выставки, культурная жизнь, мосблог
Subscribe

Posts from This Journal “выставки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments