Как у картин Иеронима Босха
Толпились люди, подходили близко
И в страхе разбегались кто куда,
Сбегались вновь, искали с ближним сходство,
Кричали: "Прочь! Бесстыдство! Святотатство!"
Во избежанье Страшного суда
Несмотря на то, что Босх покинул этот мир почти 500 лет назад, он все еще продолжает удивлять, шокировать и интриговать своими фантазиями. Оно, конечно, понятно, Голландия, кофешопы, давние традиции использования растений в быту... В общем, ткань бытия все прозрачнее, подсознание все ближе к краю реальности.
Между прочим, что любопытно, работы Босха совершенно не выглядят "покрытыми пылью веков". Вне зависимости от формы их представления. Например, в чопорном Прадо на фоне строгих классических полотен триптих "Сад райских наслаждений" смотрится практически, как коллаж современного дизайнера.
Кстати, триптих в оригинале довольно небольшого размера, так что возможность рассмотреть его в деталях на больших экранах - идея хорошая. Благодаря mosblog, который не устает радовать любителей искусства и светских раутов, мне удалось побывать на открытии выставки, так что дальше расскажу о том, что там можно увидеть.
Сама выставка состоит из нескольких частей. Основной мультимедийный зал, на стены которого в постоянном режиме транслируются части триптиха "Сад земных наслаждений", разфрагментированные на ожившие составляющие, предваряют несколько пространств, в которых организаторы выставки видимо стремились создать некое отражение того жутковатого символизма, который присутствует в живописи, а также хоть немного привязать его к современной (или вечной?) реальности.
В самом первом зале находится экран с триптихом, и рядом что-то вроде большого планшета, который позволяет читать комментарии к отдельным сценам. Обычно эту часть все быстро проскакивают, а зря, т.к. любопытно.
Вот, примерный аналог, который есть в интернете: https://tuinderlusten-jheronimusbosch.ntr.nl/en - можно разглядывать картину в деталях и читать или слушать пояснения (правда, на английском).
В одном из небольших залов выстроены в ряд странноватые манекены:
В другом стены заполнены информацией о том, что происходило во времена Босха, при этом чтобы прочитать тот или иной фрагмент нужно подсветить его фонариком (фонарики выдают при входе).
Проекция колеса с семью грехами, которое крутится, по очереди подсвечивая тот или иной грех:
Считается, что эта работа - одно из наиболее очевидных произведений Босха, видимо потому, что она снабжена цитатами, разъясняющими смысл изображений: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их». Мрачноватый взгляд, что и говорить.
Рядом стена, где грехи уже в виде букв. Можно задуматься о соответствии цвета и смысла, да и вообще... Для меня вот уныние (спасибо работодателю за синие стекла в темном окне) и гнев (когда я за рулем) - два основных.
В холле то и дело можно было натолкнуться на замерших в разных позах людей (символизирующих - корабль дураков?). В полумраке это довольно жутковато, особенно, когда ты сразу и не понимаешь, живой это человек, или восковая фигура...
Но вернемся к главному залу и главной изюмине выставки. Что же происходит вокруг зрителя, когда он входит в темное пространство с экранами по стенам? Надо признать, что хотя произведения Босха таят в себе множество трактовок и символов, устроители выставки выбрали самый простой вариант, уже опробованный на примере выставки Микеланджело. Иными словами, они показали человеческий путь, который начался в райском саду и даже в каком-то смысле в Мировом океане, в окружении всевозможных плавающих созданий
а вот закончился у всех по разному...
Вообще, идея использования музыкальных инструментов в качестве пыточных орудий мне тоже близка... Не в смысле, что я была бы готова воплотить ее в жизнь, а в том, что вполне представляю, какие муки может доставлять бесконечное звучание музыки. :)
Обратите внимание, что несмотря на жутковатые изображения людей, в полном соответствии с цитатой Антокольского: "
Носы приплюснул, уши увеличил,
Перекалечил каждого и скрючил,
Их низость обозначил навсегда...",
животные у Босха всегда очень симпатичные.
В сову невозможно не влюбиться:
Кстати о сове. Как известно, в Голландии год Босха отмечается с большим размахом и уместной экстравагантностью. В частности, с сентября 2015 года в городской кузнице Хертогенбоса (города, где родился и прожил все свою жизнь Босх) изготавливают трехликую сову — конструкцию 9-метровой высоты. Все желающие могут стать участниками захватывающего действа, освоить кузнечное мастерство и внести свою лепту в создание нового символа города. Иероним Босх часто изображал сову в своих произведениях и сова, как классический символ мудрости, а в средневековом толковании — источник вреда и глупости, — станет данью уважения художнику. Торжественное открытие монумента состоится в декабре 2016 года. Можно еще успеть :)
Еще много интересного о событиях этого года по-русски написано у philologist
Итак, основной вопрос - стоит ли идти? Да! Если вам интересно окунуться в фантасмагорию 500-летней давности, увидеть еще одну весьма экстравагантную историю рождения и падения человечества, а также пробудить в себе любопытство и исследовательский пыл. Ну, и, наконец, ощутить себя персонажем картины Босха:
Следствием выставки является непреодолимое желание еще раз рассмотреть картины в деталях, прочитать версии о том, какие тайные смыслы зашифрованы во всех этих существах и сценах и еще раз съездить в Голландию.
Огромное спасибо за приглашение a_nouchka