Как мне представляется, на самом деле все происходило следующим образом. Глава города Хертогенбосха, родины Иеронима Босха, осознав, что на носу круглая дата, созвал местных искусствоведов и произнес прочувствованную речь типа:
- Парни, у нас проблема. Нидерланды собираются отмечать 500-летие, а у нас не только нет музея художника, но даже и не сохранилось ни одной из его картин. Это позор на всю страну, и надо срочно что-то делать.
- А что делать? Давайте отсканируем что-нибудь значительное и развесим копии по городу. предложил один из искусствоведов.
- Точно, вот совы у Босха симпатичные. Развесим сов, - поддержал другой.
- Нет парни, это все неплохо, но мелко, - заявил глава города. - Я так думаю, что нам нужен фильм.
- Фильм???? Но кто и чем будет его снимать? - вопросил третий.
- А вот вы, ребята, и будете. Чем хотите снимайте, но нужен фильм. Это будет событие, мы покажем его во всем мире и
Фильм парни снимали, судя по всему на телефон. На режиссера, сценариста и прочих полезных для фильма людей (про оператора вы уже поняли) денег тоже не нашлось. Поэтому нашим взглядам предстало творение исключительно своеобразное, но зато в полной мере отражающее будни, цели, задачи и пути их достижения, характерные для голландских искусствоведов, снятые ими же и о них же.
Что же показали нам в фильме?
Прежде всего - конечно же, работы Босха в мельчайших деталях и попытки понять, а он ли все это написал? Например, оказалось, что часть картин, приписываемых Босху, написана на досках. которые во время его жизни были еще зелеными деревьями...
Известный триптих, которым так и не поделилась с голландцами куратор музея Прадо, по мнению создателей фильма написан группой людей (или это они из вредности заявили?).
Картина с распятием девственницы, итальянцы согласились отдать ее на выставку, но предварительно решили протереть тряпочкой, дабы привести в надлежащий вид, и повезли ее в реставрационную мастерскую прямо на лодке по одному из каналов Венеции (на ЛОДКЕ (!), по воде (!), едва завернув во что-то, и это картину, которой 500 лет... ), после тщательной очистки стала распятием бородатой женщины - святой Вильгефорты. Не то, чтобы борода была на картине достаточно явной, но пр наличии известной доли фантазии что-то коричневатое в области подбородка можно увидеть.
Ну а особенные надежды искусствоведы возлагали на сравнение ушей и ног. Правда, результаты нам так и не рассказали. Зато показали, как важны свет и тень на изображении посоха, и как эти несколько мазков могут служить основанием для признания работы оригиналом мастера.
А еще мы увидели счастливчика, который купил настоящий рисунок Босха на блошином рынке европейского городка за 10 евро. Нет, рисунок ему совершенно не нравится, но надо же куда-то вкладывать средства.
Корабль на картине с Ноевым ковчегом вмещает в себя только людей. На рентгеновском снимке видно, что предварительный его рисунок больше. Значит ли это, что изначально художник планировал изобразить там и животных? Почему же не стал?
В общем, вопросов много, ответов - еще больше. Но где критерии истины?
А теперь собственно, почему после этого фильма для меня "голландские искусствоведы" стали синонимом "британских ученых"? Потому что все представленные в фильме методы анализа работ Босха настолько субъективны и малоубедительны, что любые сделанные на их основе выводы кажутся просто спекуляциями на фоне круглой даты. Разумеется, это мнение глубоко субъективное. Кстати, посмотрев на искусствоведов, я поняла, что на месте куратора Прадо я бы тоже триптих на всякий случай зажала.
Ну и в целом. Фильм настолько НЕхудожественный, и даже НЕартхаузный, что оценить его можно только будучи большим почитателем Иеронима Босха и режиссера Питера ван Хёйсте, причем, что важно - одновременно. Это сугубо документальная лента, снятая, пожалуй, в стиле квесто-репортажа, но при этом почти начисто лишенная интриги и очарования научно-популярных фильмов. Будьте к этому готовы, если рискнете повторить мой зрительский опыт. Вот, для наглядности, трейлер, в котором собрано почти все самое интересное, что есть в фильме:
А чтобы быть в тренде, просто сходите на выставку в Artplay и потыкайте в подписи к триптиху, который в приличном разрешении висит в холле. Там много любопытного.
Спасибо, в выходные ходила на Босха, тема интереснейшая, дозреваю с отзывом :)