"Королеву красоты" (в оригинале "The Beauty Queen of Leenane" ) написал Мартин Макдонах. Если вы вдруг думаете, что эта личность вам совсем незнакома, то наверняка ошибаетесь. Потому что именно он режиссер всем известного (и прекрасного) фильма "Залечь на дно в Брюгге". Отсюда понятно, что некоторая толика чернушного юмора не могла не просочиться и в эту пьесу, которая в остальном - настоящая драма, несмотря на то, что в программке обозначена мягким словом "трагикомедия".
(фотография утащена из поста ochendaje, Рей и Мег за светской беседой)
Интерьер в спектакле создан очень старательно, и практически ничем не отличается от авторского. Массивный стол, качалка, в буфете видны коробки с крупами, чаем, тарелки и чашки. Изящная чугунная печка явно горяча. Кочерга определенно увесиста. В общем, погружение полное, вы сразу же оказываетесь в небольшом ирландском домике, и за дверями, конечно же, идет дождь.
Морин около 40, она живет со стареющей (и явно не без Альцгеймера) матерью. Обе страшно одиноки и несчастны. Причем здесь это такое будничное ощущение, хоть и с истериками, но без склонности к достоевщине. То есть умеренно нормальное. И всем понятно, что выход из сложившейся ситуации только один - белые тапочки (что будет эффектно реализовано в финале в самом прямом смысле).
Что интересно, здесь многое оставлено на уровне намеков, давая возможность зрителю толковать тот или иной момент в рамках собственного жизненного опыта и стиля (и да, тихие комментарии сидящих рядом театралов - это отдельное удовольствие), но при этом совсем не в жанре "догадайся сам", а скорее в форме приглашения к размышлению. Скажем, лечение Морин в клинике - это правда (и она действительно психически нездорова) или просто хитрая выдумка матери? Или кипящее масло - эпизод, имевший место в реальности, или, опять-таки, только наговор, как отражение взаимной усталости? Кстати, вот это, наверное, здесь важно. Именно усталости, а не ненависти, несмотря на набор взаимных оскорблений и манипуляций. Пожалуй, именно в этом подходе - реализуется симпатичная мне теплота режиссерской точки зрения. Сама пьеса - жестче, прямее и беспощаднее ко всем героям.
Кстати, поклон был весьма удачно обыгран (не скажу как, дабы оставить небольшую интригу, но смешно), благодаря чему градус трагичности несколько снизился и удалось избежать того (возможного) мрачноватого послевкусия, которое вполне может сопровождать эту постановку.
Я очередной раз убедилась, что в театре Джигарханяна отличная труппа, и смотреть на игру актеров - одно удовольствие. Приходите к ним и проверяйте самостоятельно :) Я вот точно хочу посмотреть здесь еще пару другую спектаклей.
Большое спасибо театру под рук. Армена Джигарханяна за приглашение и прекрасные места, а также mosblog и
pamsik за организацию театральных удовольствий.
Группы театра в соцсетях: в Фейсбуке и ВКонтакте.