kagury (kagury) wrote,
kagury
kagury

Categories:

Аполлинарий Васнецов или как зайти в гости к художнику

Как правило, когда произносят фамилию Васнецов, у большинства из нас сразу же появляются перед глазами волшебные сказочные работы Виктора Васнецова: "Иван Царевич на сером волке", "Три царевны подземного царства", "Аленушка"... И лишь потом вспоминается, что вообще-то братьев Васнецовых было двое: Виктор и Аполлинарий. Оба талантливые художники, и при этом совершенно разные.

Аполлинарий Васнецов прожил в Москве порядка 30 лет, и все это время в уютной квартире, недалеко от Чистопрудного бульвара. Собственно, и сейчас это чудесное место, типичный такой "тихий центр". Удивительно другое. Казалось бы, переулки в окрестностях Китай-города пройдены тысячу раз вдоль и поперек, но вот о том, что здесь рядышком жил Васнецов, я до последнего времени даже и не подозревала. Хотя его квартира стала музеем еще в 60-е годы (причем в это время там продолжал жить сын Аполлинария - полярный исследователь), а в середине 90 музей даже выкупил квартиру напротив, чтобы было, где развесить картины. Имею папу-художника, я очень хорошо понимаю сотрудников музея :)



Заглянем вовнутрь?

Из небольшой прихожей можно попасть сразу в две комнаты и в коридор. Налево - красная гостиная, прямо - столовая, которая позже превратилась в кабинет художника.


В гостиной обычно собирались друзья Васнецовых - и коллеги по Абрамцевскому содружеству, и молодые художники. Дарить друг другу свои работы - было принято в их кругу, так что все стены украшены небольшими эскизами тогда еще просто известных, а теперь уже - знаменитых живописцев. Рояль тоже не простаивал в кустах впустую. Говорят, что за ним сидел и пел сам Шаляпин.

Над столом висят портреты жены и сына художника.


Из гостиной можно пройти в кабинет.


Это, пожалуй, самая светлая комната в квартире. На столе в кабинете разложен старинный план Москвы, поверх - лупа и карандаши. Несмотря на то, что А.М. Васнецов родился в Вятской губернии, Москву он очень полюбил. К тому же, против генов не попрешь, и если Виктор Васнецов рисовал сказочную Русь, то Аполлинарий - историческую. Которая, впрочем, получалась у него не столь уж далекой от мифической, хотя он старался тщательно подходить к деталям. Вот, например, дивный старинный Кремль.

Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века, 1913

Как ни странно, больше всего московских работ А.М. Васнецова вовсе не здесь, а в музее Москвы. Он был настолько погружен в историю города, что его порой интуитивные находки оказывались более точными и верными, чем основанные на фактах.

Так что для воссоздания исторического облика старой Москвы Васнецов сделал возможно больше, чем какой-нибудь из маститых архитекторов или историков. Хотя сам считал это скорее увлечением, чем серьезной работой. Он преподавал в училище живописи, ваяния и зодчества, и был одним из академиков этого заведения, хотя сам ни высшего, ни художественного образования так и не получил. Впрочем, общение с Поленовым, Нестеровым, Шишкиным, Бенуа и прочими талантливыми художниками наверняка отлично заменяло собой самый лучший художественный институт.

Интересно, что если пейзажи написаны преимущественно маслом, то для работ, посвященных Москве, Васнецов предпочитал совершенно другую технику. Подробный карандашный рисунок покрывался фиксативом, поверх которого затем раскрашивался акварелью. Вот один из примеров:
Вид из окна столовой. Рябово, 1919

Такой подход позволял уделить внимание деталям старинного быта, которые весьма привлекали Аполлинария Михайловича. Он вообще любил старинные вещицы и был завсегдатаем тогдашних блошиных рынков. В квартире и сейчас можно увидеть много любопытных предметов, приобретенных ее прежним хозяином.

После революции Васнецовым пришлось несколько потесниться, и их квартира стала коммунальной. Семье художника оставили три комнаты из пяти, а в оставшихся двух поселились новые соседи. Бывшая столовая превратилась в мастерскую:

А кухня стала общей...

Однако же, вернемся к творчеству. Считается, что поначалу живопись А.В. Васнецова была достаточно сумрачной. Например, одна из наиболее известных его работ, "Элегия", буквально тонет в сумерках:
И дело не только во времени суток.

Например, посмотрите, каким увидел художник Париж:


Мне трудно представить, как Париж может оставить человека равнодушным, но с Васнецовым у него ничего не вышло. Я даже спросила, в каком месяце он там был. Так вот, это был сентябрь. Сентябрь в Париже - и всего навсего горстка унылых крыш... Париж начала 20-века, когда от будущих великих всех там было просто не протолкнуться...

Зато вот Италия Васнецову понравилась, причем ее солнце словно проникло и в его работы. Вот в эту я просто влюбилась:

В тени лип. Демьяново, 1907

А вот одна из последних работ мастера.

Шум старого парка, 1926

Вообще-то сначала она называлась "Все в прошлом". Однако с таким названием картину не взяли на выставку. Ясное дело, 20-е годы, молодая советская республика, все в предвкушении новой жизни, а тут такое... Васнецов тихо забрал работу, и выставил ее на следующий год, дав ей нейтральное название "Шум старого парка". Возражений не возникло, а сама работа собрала массу восторженных отзывов.
Про квартиру в Фурманном переулке можно говорить еще много, но лучше выберите часик времени и загляните внутрь. Этот чудесный практически домашний музей того стоит.


Страница музея, который является сейчас отделом Государственной третьяковской галереи.
Проект фасада которой, кстати, создал Аполлинарий Михайлович:


Огромное спасибо сотрудникам музея за прекрасную экскурсию, и Михаилу tushinetc за организацию этого удовольствия.

Отличные фотографии музея-квартиры можно посмотреть у tushinetc и grushenka, которым также как и da_dmitriy и olga_sorokina я благодарна за отличную компанию.
Tags: выставки, культурная жизнь, музей
Subscribe

Posts from This Journal “культурная жизнь” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments