Но вот какого-то всеобъемлющего восторга, о котором порой говорят профессиональные любители, я обычно не испытываю. Я имею в виду, что в большинстве случаев мне хочется что-то улучшить, подправить, поменять исполнителя, переделать декорации и т.п. Собственно, спектаклей, которые вызвали у меня полное и безоговорочное принятие, наберется от силы штук пять за всю мою жизнь. Прочие чаще всего попадали в разделы «слишком театрально», «за актерами не видно персонажей», «терпимо, но…», «о чем этот фильм, ни о чем», «разбудите меня в конце» и иногда - «пожалуй, неплохо». Причем эти все категории вообще-говоря, мало зависят от реального качества спектакля, в каком смысле его не понимай. Это всегда субъективное сиюминутное ощущение.
Все-таки спектакль, в отличие от кино, требует от зрителя настроя и готовности подыграть. Скажем, обычный фильм (разумеется, есть исключения) не требует, чтобы зритель дополнял картинку своими деталями, и заставлял мозг убеждать себя самого, что белое – это зеленое, а юная леди – это юная леди, хотя она и годится тебе в бабушки. Т.е., чтобы достичь того уровня настоящести, который легко получается в кино, в театре нужно прилагать гораздо больше усилий, причем, как правило, с обеих сторон. Либо надо подниматься над и смотреть на общий замысел, сценографию, детали, ловить режиссерские посылы и составлять из этих кусочков мозаики свой каменный цветок, который каждый раз будет расцветать по-разному.
Видимо именно поэтому театр и считают более эстетским и интеллектуальным жанром, чем кино. Смотря фильм, можно просто наблюдать и присутствовать, а в театре, чтобы получить удовольствие, важно поймать волну и на ней удержаться. Серфинг, как известно, это не в теплой ванне полежать.
К слову об идеале. Как-то в школе мы ставили шуточный спектакль по Трем мушкетерам. Я была главный режиссер и постановщик в одном лице. После того, как мы убили часа полтора на 3-х минутную сценку, стало ясно, что либо надо заморачиваться, оттачивая каждую фразу и движение, либо позволить творческому началу актеров проявить себя. Понятно, в пользу чего был сделан выбор. :) И у меня есть тайное подозрение, что настоящие режиссеры часто поступают также...
Кстати, вот читаю сейчас урывками «Крошек Цахес» Елены Чижовой, а там в том числе про театр, правда, школьный. Причем вот как раз того порядка, когда каждое слово не только шлифуется до идеального звучания, но и полируется постоянно, дабы убрать царапины от частого применения. Скажем, когда оказалось, что бархатный занавес скрадывает слова, сцену сместили в другое место. В целом подход кажется жутковатым, но подозреваю, что моей перфекционистской сущности такой театр скорее бы понравился.
В общем, это все лирика. Я собственно хотела о том, что благодаря pamsik и ketosha (да длятся дни их в счастии и достатке) мне удается последнее время посмотреть сразу по несколько спектаклей в одном и том же театре. И поэтому оценивать их не как единичный экземпляр праздничного торта, в котором может быть прекрасно все, включая вишенку, а может подгореть корочка и вытечь крем; а комплекте с прочими изделиями того же цеха. Т.е., когда можно разглядеть стиль театра. Так вот, оказалось, что выявлять, обсуждать и сравнивать эти стили – пожалуй, одно из самых приятных удовольствий для зрителя.
Это не говоря уже о том, что теперь я хоть немного представляю себе, за каким настроением куда идти и кому что можно рекомендовать. Но про это как-нибудь в другой раз, если вообще кому-то это интересно.
И вообще, написала все это и поняла, как давно не смотрела какого-нибудь приятно-бездуховного фильма :)))