kagury (kagury) wrote,
kagury
kagury

Category:

«Не имей Амати, а умей играти» или концерт Юрия Башмета

Знаете, о чем я думала, когда ехала домой после концерта? О том, что это совершенно удивительно, что есть люди, которые посвящают свою жизнь, всю жизнь вообще, музыке. Вот просто звукам. Каждый день. Вслушиваются в оттенки звучания инструментов, ищут ту самую, правильную ноту, ту самую, только свою скрипку. Или альт. Или виолончель. И в этом смысл их бытия.  Для меня это совершенно другой мир, неведомое, невероятное мировоззрение. И я, наверное, никогда не смогу этого понять. Но как интересно смотреть со стороны.
Сразу скажу, что это был не просто концерт. Это был настоящий парад инструментов. Одновременно на сцене звучали сразу девять скрипок и альтов работы Страдивари. Сам великий мастер о таком мог только мечтать, ведь в его времена оркестров, как таковых, не существовало. От силы 8 человек играли одновременно.

Вопросов, связанных со старинными  инструментами много. И основной – надо ли на них играть, или только хранить в музее и сдувать пылинки? У Юрия Башмета ответ был однозначный. Конечно надо! Ведь даже машина, стоящая в гараже, начинает ржаветь и портиться. А инструмент – это почти живое существо.

Вообще, такого рода концерт - это очень сложная задача. Во-первых, инструменты работы Страдивари стоят безумных денег (и им нужна вооруженная охрана). При этих словах Юрия Абрамовича в зале для конференции на мгновение погас свет, а когда зажегся, Михаил Брызгалов (директор музея Глинки, где хранится коллекция) стал заметно бледнее.
- Я уж думал, что начали выносить инструменты, - пошутил Башмет.

Кстати, цена инструмента зависит не только от его мастера, но и от истории. Например, Наполеону как-то подарили виолончель работы Страдивари. И показали, как держать, как играть. Наполеон и попробовал. Но не учел, что был прямо с коня, т.е. в шпорах. Зажал инструмент ногами и случайно проткнул ему бок. Впоследствии  это увеличило цену виолончели на пару миллионов долларов. А потом на ней играл Ростропович. И это добавило к цене еще миллион.

Впрочем, цена – не самое главное. Проблема еще и в другом. Инструменты хранятся в здании Госколлекции, и играть на них можно всего несколько строго отмерянных часов в день. То есть, мало того, что на каждом, кто касается инструмента, лежит дикая ответственность. А если музыкант неуклюже положит футляр? Или споткнется и уронит?  Так еще ведь и привыкнуть надо успеть за эти короткие часы.

Например, Башмет рассказал, что альт, на котором он сейчас играет (сделанный в мастерской Страдивари, но не им самим), лежал без использования 50 лет. И музыканту потребовался целый год, чтобы привыкнуть и понять его. И весь этот год Башмет сомневался – сработаются ли? Кстати, этот альт - родной брат инструмента Моцарта. Тесен мир великих музыкантов :).

Так вот, о привычке. Скрипка, вообще, сложный инструмент. У нее нет ладов. Т.е. нельзя, как на фортепьяно или гитаре, положить пальцы в нужные места. Каждый раз приходится искать правильное положение руки. Конечно, ограничения по времени не позволяют довести игру до идеала. Но Башмет утверждал, что им удалось достичь совпадения интонации на 90% (думаю, что слушатели услышали все 100).

На концерте каждому инструменту дали сказать несколько фраз. И оказалось, что все они звучат по-разному. Мы слышали скрипку яростную, нежную, задумчивую, светскую, игривую, философскую. Причем очень хорошо чувствуется, что кому-то его инструмент подходит идеально, и человек и скрипка сливаются в единое существо,  а с кем-то скрипка сохраняет холодно вежливые отношения, но не более.

Вообще, сам факт того, что можно услышать, как звучала скрипка, которой 300-350 лет, потрясает воображение. Представляете, это же возможность почувствовать забытый тембр звука, ощутить удивительное благородство звучания.

К слову о возрасте. На пресс-конференции Башмету задали любопытный вопрос: а подходит ли вообще скрипкам Страдивари музыка, которая была написана 100-200 или 300 лет после их создания? Не говоря уже о современной. Рассчитаны ли на нее эти инструменты?

По мнению Башмета, с одной стороны, композиторы, сочиняя музыку, шагают далеко вперед, заглядывают в Космос. С другой – Страдивари довел скрипку до совершенства. Форма, глубина, звучание. Это кульминация развития скрипки. И потому – да, любая музыка ей подвластна. Хотя…

Как-то Башмет участвовал в концерте, где использовались инструменты Паганини. Скрипка и альт. Так вот, оказалось, что у альта "одна нота - гениальная, несколько - средних, а три - паршивых".  Не потому ли у Паганини нет ни одного концерта для альта?

Ну и нельзя забывать, что скрипка - это не только скрипка, но и смычок. Например, музыка Прокофьева считается очень сложной для исполнения на струнных, поскольку порой у музыканта просто немеет рука. Шостакович считал, что для что сочинений Прокофьева нужен новый смычок.

А еще, оказывается, язык тоже влияет на воприятие звука. Французский мастер Гильом создавал свои инструемнты по лекалам Страдивари. Буквально, расчленил скрипку на части, измерил и создал несколько своих по тем же лекалам. Так вот, его скрипки звучат немного "в нос", с эдаким французским шармом, в отличие от более звонких итальянских.



Самое сложное, это написать про сам концерт. А там был Вивальди, и Брамс, и норвежские мелодии. И очаровательная зарисовка современного японца на десерт. Но знаете... Музыка - это мир волн и колебаний, а потому мне кажется, что туда, как в океан, лучше один раз погрузиться и ощутить силу и волшебство, чем много раз слушать, что "напел Рабинович". В общем, просто сходите как-нибудь "на Башмета". Это того стоит.

Огромное спасибо tushinetc и moscultura за приглашение в царство струнных, и особенно, за возможность послушать Юрия Башмета - великого альтиста и обаятельнейшего человека с отличным чувством юмора. Кстати, знаете, какой анекдот он рассказал нам в конце?

Музыкальная радиопередача Киевского радио

-Мыкола, сыграй!
-Ни, не хочу!
-Мыкола, ну сыграй!
-Та ну, не буду!
- Ну, Мыкола, ну один разик.
- Та, не, не стану.

Голос диктора - Вы прослушали "Каприз" Мыколы Паганини.
Tags: культурная жизнь, москультура, музыка
Subscribe

Posts from This Journal “культурная жизнь” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments