
Вопросов, связанных со старинными инструментами много. И основной – надо ли на них играть, или только хранить в музее и сдувать пылинки? У Юрия Башмета ответ был однозначный. Конечно надо! Ведь даже машина, стоящая в гараже, начинает ржаветь и портиться. А инструмент – это почти живое существо.
Вообще, такого рода концерт - это очень сложная задача. Во-первых, инструменты работы Страдивари стоят безумных денег (и им нужна вооруженная охрана). При этих словах Юрия Абрамовича в зале для конференции на мгновение погас свет, а когда зажегся, Михаил Брызгалов (директор музея Глинки, где хранится коллекция) стал заметно бледнее.
- Я уж думал, что начали выносить инструменты, - пошутил Башмет.
Кстати, цена инструмента зависит не только от его мастера, но и от истории. Например, Наполеону как-то подарили виолончель работы Страдивари. И показали, как держать, как играть. Наполеон и попробовал. Но не учел, что был прямо с коня, т.е. в шпорах. Зажал инструмент ногами и случайно проткнул ему бок. Впоследствии это увеличило цену виолончели на пару миллионов долларов. А потом на ней играл Ростропович. И это добавило к цене еще миллион.
Впрочем, цена – не самое главное. Проблема еще и в другом. Инструменты хранятся в здании Госколлекции, и играть на них можно всего несколько строго отмерянных часов в день. То есть, мало того, что на каждом, кто касается инструмента, лежит дикая ответственность. А если музыкант неуклюже положит футляр? Или споткнется и уронит? Так еще ведь и привыкнуть надо успеть за эти короткие часы.

Так вот, о привычке. Скрипка, вообще, сложный инструмент. У нее нет ладов. Т.е. нельзя, как на фортепьяно или гитаре, положить пальцы в нужные места. Каждый раз приходится искать правильное положение руки. Конечно, ограничения по времени не позволяют довести игру до идеала. Но Башмет утверждал, что им удалось достичь совпадения интонации на 90% (думаю, что слушатели услышали все 100).
На концерте каждому инструменту дали сказать несколько фраз. И оказалось, что все они звучат по-разному. Мы слышали скрипку яростную, нежную, задумчивую, светскую, игривую, философскую. Причем очень хорошо чувствуется, что кому-то его инструмент подходит идеально, и человек и скрипка сливаются в единое существо, а с кем-то скрипка сохраняет холодно вежливые отношения, но не более.
Вообще, сам факт того, что можно услышать, как звучала скрипка, которой 300-350 лет, потрясает воображение. Представляете, это же возможность почувствовать забытый тембр звука, ощутить удивительное благородство звучания.
К слову о возрасте. На пресс-конференции Башмету задали любопытный вопрос: а подходит ли вообще скрипкам Страдивари музыка, которая была написана 100-200 или 300 лет после их создания? Не говоря уже о современной. Рассчитаны ли на нее эти инструменты?
По мнению Башмета, с одной стороны, композиторы, сочиняя музыку, шагают далеко вперед, заглядывают в Космос. С другой – Страдивари довел скрипку до совершенства. Форма, глубина, звучание. Это кульминация развития скрипки. И потому – да, любая музыка ей подвластна. Хотя…
Как-то Башмет участвовал в концерте, где использовались инструменты Паганини. Скрипка и альт. Так вот, оказалось, что у альта "одна нота - гениальная, несколько - средних, а три - паршивых". Не потому ли у Паганини нет ни одного концерта для альта?
Ну и нельзя забывать, что скрипка - это не только скрипка, но и смычок. Например, музыка Прокофьева считается очень сложной для исполнения на струнных, поскольку порой у музыканта просто немеет рука. Шостакович считал, что для что сочинений Прокофьева нужен новый смычок.
А еще, оказывается, язык тоже влияет на воприятие звука. Французский мастер Гильом создавал свои инструемнты по лекалам Страдивари. Буквально, расчленил скрипку на части, измерил и создал несколько своих по тем же лекалам. Так вот, его скрипки звучат немного "в нос", с эдаким французским шармом, в отличие от более звонких итальянских.
Самое сложное, это написать про сам концерт. А там был Вивальди, и Брамс, и норвежские мелодии. И очаровательная зарисовка современного японца на десерт. Но знаете... Музыка - это мир волн и колебаний, а потому мне кажется, что туда, как в океан, лучше один раз погрузиться и ощутить силу и волшебство, чем много раз слушать, что "напел Рабинович". В общем, просто сходите как-нибудь "на Башмета". Это того стоит.
Огромное спасибо

Музыкальная радиопередача Киевского радио
-Мыкола, сыграй!
-Ни, не хочу!
-Мыкола, ну сыграй!
-Та ну, не буду!
- Ну, Мыкола, ну один разик.
- Та, не, не стану.
Голос диктора - Вы прослушали "Каприз" Мыколы Паганини.
-Мыкола, сыграй!
-Ни, не хочу!
-Мыкола, ну сыграй!
-Та ну, не буду!
- Ну, Мыкола, ну один разик.
- Та, не, не стану.
Голос диктора - Вы прослушали "Каприз" Мыколы Паганини.