?

Log in

No account? Create an account

Отпечатки лап домашней кошки

и хвоста

Previous Entry Share Flag Next Entry
"Московская оттепель: 1953 - 1968" или еще одна выставка в Музее Москвы
kagury
Несмотря на то, что я не жила в 60-е (хотя думаю, что мне бы там понравилось), это время мне дорого, как очень светлый период в жизни нашей страны.

Какое-то время назад я побывала на выставке "Азбука Москвы" в музее Москвы, и мне так понравилось, что я решила не пропускать и следующую выставку этого музея. А она открылась вот буквально пару дней назад и называется "Московская оттепель".

Сразу скажу, что она совершенно другая, несмотря на то, что создатели в целом сохранили общую концепцию, которую использовали в предыдущий раз (в "Азбуке Москвы" галерея разделена на отсеки по алфавитному принципу) , т.е. пространство тоже разбито на части, но теперь это деление гораздо менее явно и подчинено другой логике.

Если в "Азбуке" во главе стоял материализм, т.е. карты, грамоты, чашки, одежда, еда и прочие занятные предметы, то здесь - неоднозначная смесь символов, знаковых понятий и настроения.
И поэтому выставка получилась более сложной для восприятия и более гурманской. И это впечатление подтверждают слова Марины Лошак (директора ГМИИ): «Мы выбрали для себя путь, который совершенно не связан с развлечением и желанием порадовать зрителя. Наша задача – заставить зрителя думать. Мы каким-то образом меняем взгляды и понимание, ликвидируем штампы».

Сюда стоит идти, если хочется погрузиться в ностальгические воспоминания (и они у вас есть), задуматься о том, как менялось общественное сознание и общественная мысль  и обсудить все это с другом. Созданию настроения помогают кадры любимых фильмов и темные комнаты с музыкой.

Среди тех понятий, которые организоторы посчитали наиболее свойственными "оттепели", например, такие, как СИНТЕЗ, РЕШЕТКА, МОБИЛЬНОСТЬ, РИТМ, КАПСУЛА, ПРОЗРАЧНОСТЬ...  И то, как они раскрыты и осмыслены, пожалуй самое интересное в этой выставке.



Например, в понятии КАПСУЛА неожиданно обнаруживаются связи между скафандром, обеспечивающим выживание в агрессивной среде и малогабаритной квартирой в пятиэтажке. Квартиру-хрущевку сравнивают с биологической клеткой в общественном организме, а "быстро развивающиеся средства массовой коммуникации играют роль физиологических связующих". Отсюда уже рукой подать до "ячейки общества".

Внизу витрина, на которой многое так или иначе связано с космосом. Кстати, у меня был точно такой пылесос и точно такой будильник. Думаю, что многие узнают в представленных предметах что-то из своего детства или юности.



Несколько огорчило, что на выставке была очень скромно представлена советская живопись этой эпохи. В общей сложности, чуть больше десятка небольших работ, причем значительная часть - это новые (на тот момент) стили и жанры, далекие от соц. реализма. А мне так хотелось чего-то светлого и советского, например, как у Пименова, Яблонской, Кокорина. Тем не менее, вот пара милых акварелей с узнаваемыми улицами и двориками.

Впрочем, такой подход вполне отвечает общей концепции - главенство идей и новых смыслов, а вовсе не предметного мира.

Тем более, что проект "Оттепель"  (частью которого является данная выставка) охватит не только музей Москвы, но и Третьяковку, и Пушкинский. Так что, думаю, удовольствие от живописи еще впереди.

На выставке представлено более 600 экспонатов, из них значительную часть занимают черно-белые фотографии, чертежи, наброски, макеты. Строилась новая жизнь, искались новые смыслы - и выставка действительно отражает этот процесс.

Большое спасибо за приглашение и компанию moscultura и непосредственно tushinetc.

Posts from This Journal by “культурная жизнь” Tag



  • 1
Я помню этот торшер, у нас такой же был.

Заглавная фотка вообще сразу же навевает ощущение от стиля того времени - очень минималистичнвя обстановка, мебель без вычурных деталей, ничего лишнего, практичный аскетизм.

У нас тоже был такой. И даже до сих пор где-то на даче еще есть :)

  • 1