?

Log in

No account? Create an account

Отпечатки лап домашней кошки

и хвоста

Previous Entry Share Next Entry
«Сцены из рыцарских времен» на Таганке
kagury
Благодаря moscultura и ее неизменному теаральному куратору Наталье pamsik,
в прошлый четверг я оказалась на предпремьерном спектакле знаменитого театра на Таганке.


«История Театра на Таганке, к коей я четверть века, как причастен, не раз бумерангом возвращалась к имени и наследию Пушкина. Пушкин – явление не столько современное, сколько вневременное и всеобъемлющее. Поэтому – Пушкин. Поэтому – на Таганке. Поэтому – сегодня. Впрочем, как и вчера и, надеюсь, завтра...» - Тимур Бадалбейли, режиссер.
«Сцены из рыцарских времен» – это последняя пьеса Пушкина, не особенно известная, не особенно понятная, и на мой субъективный взгляд, не особенно удачная.  Считается, что в период написания пьесы Пушкин увлекался социально-политическими вопросами, так что получившийся текст – вероятно, в большей степени попытка отразить определенные направления развития (или скорее разрушения) Средневековья, чем собственно, художественное произведение. Отсюда, как я полагаю, идет определенная привлекательность пьесы для постановки. С одной стороны, текст достаточно условен – формально это история поэта, романтика и разгильдяя Франца на фоне несправедливостей средневекового мироустройства. С другой стороны, внутри хватает символов и намеков (да и когда у Пушкина было иначе), так что остается лишь правильно или удачно (что не одно  и тоже, конечно же) расставить акценты. 

Как пишет в своем любопытном исследовании Олег Заславский, «для общей смысловой структуры рассмотренного произведения существенными оказались такие понятия как «псевдооборванный текст» и «скрытый сюжет». И то и другое является весьма не­ тривиальным и недостаточно изученным в литературоведе­нии явлением. От читателя эти особенности поэтики требу­ют того минимума активности, без которого понимание неизбежно оказывается не только обедненным, но и искажен­ным. … Именно потому, что такая неопределенность оказыва­ется заложенной в структуру самого произведения, финал остается открытым и неопределенным».

Надо признать, что в спектакле, поставленном на Таганке, упомянутые выше «псевдооборванный текст» и «скрытый сюжет» удались на славу. Спектакль пытается быть настолько многослойным и сложным, отражая одновременно средневековье, современность, взгляды Любимова и современный взгляд на взгляды Любимова, что кажется, даже актеры не до конца понимают, что именно происходит на сцене. Символов полно, однозначных трактовок  слишком мало. Полощется огромное полотно, капает вода, заглушая слова, раскачивается канат, соединяя небо и землю.

Вероятно, спектакль действительно требует от зрителя определенной подготовки, потому что, признаюсь, у меня лично с акцентами и пониманием сложилось не очень.  Причем боюсь, что не только у меня. Единственный момент, когда зритель оживляется и апплодирует (спектакль идет без антракта) – это застольная песня советских времен вневременным и совершенно неожиданным образом втиснутая в ткань повествования.  Пели, впрочем, душевно…

Резюме: спектакль весьма непростой для восприятия, не очень понятный, и как мне показалось – во многом сыроватый. Наверное, надо быть поклонником Таганки, чтобы усмотреть в нем все скрытые смыслы и тайные аллюзии  Исключительно для гурманов. Оказалось, что я - не они. Но вдруг, это про вас?

Жил на свете рыцарь бедный,
Молчаливый и простой,
С виду сумрачный и бледный,
Духом смелый и прямой
Группы театра: ВКонтакте, Фейсбуке

Posts from This Journal by “театр” Tag