?

Log in

No account? Create an account

Отпечатки лап домашней кошки

и хвоста

Previous Entry Share Flag Next Entry
«Сон разума» рождает ли чудовищ?
kagury
Название «Сон разума» само-собой отсылает к известному продолжению «...рождает чудовищ». Реализовалось ли это в спектакле? Я бы сказала, более чем. И термин «фантасмагория» - исключительно точно подходит к тому, что мы увидели в Губернском театре.

Вообще говоря, несмотря на многочисленных "чудовищ",  "Сон разума" это практически моноспектакль. Реален только титулярный советник Аксентий Иванович Поприщин (которого отлично сыграл Безруков), остальные, даже теоретически настоящие персонажи (т.е. настоящие у Гоголя), показаны так, словно они живут только в голове вышеозначенного чиновника.

Тараканов в голове, как известно, и так хватает у каждого, а уж если восприятие действительности начинает расширять границы сознания...    Достаточно упомянуть нечто, симфолизирующее начальственную особь, имеющее спереди Нос (видимо, тот самый), а сзади свиной хвостик на огромном седалище ...(бррр), а также подавляющих размеров письменный стол, который изо дня в день низводит несчастного Поприщина на уровень таракана.
И словно мало ему ничтожности и безденежья, так возникает дополнительный объект томлений -  дочка начальника (привет гормоны).  А еще избыток информации, с которой бедный Поприщев не справляется, и действующий на нервы пустующий испанский трон (прощай, нейроны). Вот не зря ведь рекомендуют "не читать до обеда советских газет".
Кстати, я вот размышляла в процессе спектакля о том, кто они, эти "чудовища", что сопровождают Поприщева. Сначала решила, что бесы или демоны, но не увидев явных ассоциаций с иными силами, пересмотрела мнение в пользу более рационалистического - шизофренические галлюцинации (что, впрочем, не отменяет ни бесов, ни демонов). А вообще, не факт, что этих существ замечает сам Поприщин. Возможно,  чудовищ видит только зритель, которому создали все условия для  погружения в чужое сознание, а также для того, чтобы он уже в своей голове наслаивал аллюзию на аллюзию, воображаемое на реальное,  кризис среднего возраста на нехватку денег и отсутствие перспектив, серые тона на коричневые, дождь на непогоду, Гоголя на Безрукова..  Сойти с ума легко.

А еще есть парящая над землей светящаяся золотая рыбка. Что она символизирует? Пожалуй, каждый решает это для себя сам. Интересно было бы узнать мнение создателя этой идеи.

Забавно, что программка снабжена кратким либретто, откуда пытливый зритель может узнать, что из всего этого нагромождения образов, иллюзорных и реальных, было в оригинальном тексте и в какой последовательности развивались события в "Записках сумасшедшего", если кто запамятовал.  Я потом наскоро перечитала первоисточник. Так и развивались, если не считать того, что в в тексте безумие накапливается постепенно, а на сцене все происходит практически одновременно. Скажем, я далеко не сразу сообразила, что Меджи - это собачка.  


Спектакль интересный, умный, сложный но, пожалуй, оставляющий довольно тяжелое ощущение безысходности (несмотря на рыбку, а может и из-за нее). Но я очень рада, что мне удалось его увидеть.  За что большущее спасибо сообществу moscultura и Михаилу tushinetc . Вещь неоднозначная и впечатляющая.
Я вот теперь еще хочу тут посмотреть "Цветы запоздалые"  и "Приключения Фандорина". Первый, потому что любопытно, как получился Чехов, а второй - просто для удовольствия.

Кстати, вы знали, что прекрасный мартобрь придумал Гоголь? Я то вот считала, что это Бродский, помните его гениальное "ниоткуда с любовью, надцатого мартобря..." , а оказывается оригинал - в "Записках сумасшедшего".

Пару слов скажу про Московский губернский театр.
Он находится в Кузьминках (ужас, какой край географии, казалось бы), но зато буквально в пяти минутах ходьбы от метро. Т.е. в итоге добираться до него легко и быстро. Скажем, дорога от Китай-города занимает менее получаса.

Мы смотрели спектакль в большом зале. Зал удобный, с приличным подъемом кресел, так что практически отовсюду будет нормально видно. Полагаю, что лучшие места - середина 5-6-7 рядов, а также 10 ряд. Первые два - немного низковаты.

Подниматься в зал надо почти на третий этаж. Пешком. Имейте в виду, если идете с тем, кому это непросто (с некоторых пор я стала обращать внимание на такие вещи).


Posts from This Journal by “театр” Tag



  • 1
А еще буфет хороший

Ну вот буфет на меня как-то впечатления не произвел.

  • 1