Пожалуй, первое, что надо сказать - я в очередной раз убедилась, что Роман Виктюк исключительно талантливый режиссер. Наверное, даже гениальный. Ни у кого больше нет такого идеально точного соединения музыки и пластики, которые не ради себя самих (как это часто сейчас), но сливаясь, образуют нечто большее. Когда каждая нота и каждое движение - играют. "Мандельштам" - спектакль в общем-то не музыкальный по своей сути - это одна сплошная драма, но тем заметнее точность пластических формулировок. Подобранные музыкальные темы (как всегда невероятно уместно) пробирают до мурашек.
Осип движется так, словно ходит по облакам в этой случайной для него реальности. Постоянно теряет равновесие, но при этом ни разу не боится оступиться (во всех возможных смыслах). Это поэт в той ипостаси, которая граничит с безумием. Ему не нужен ни стол, ни бумага. Все его стихи - в голове. Недаром его самое скандальное стихотворение "Мы живем, под собою не чуя страны" не было записано.
Пастернак - полная противоположность, он прям, ровен и бесшумен. Ни одного лишнего движения - ни одной лишней мысли.
Сталин - соединяет плавность и четкость, и позиционно он каждый раз над другими. Здесь он изображен прежде всего гениальным манипулятром - и это сыграно просто блистательно.
Диалоги со Сталиным довольно ироничны и каждый раз несколько оживляют общее настроение пьесы. А оно, знаете такое... Вот, бывает, смотришь фильм, и в какой-то момент начинает играть тревожная музыка, и становится ясно, что вот сейчас что-то произойдет, что-то страшное, внезапное, и ты весь замираешь в ожидании и предвкушении. Задерживаешь дыхание и смотришь. Весь спектакль, с первых минут смотрится именно так - вдохнуть и замереть. Удержать такую эмоцию на протяжении почти 2-х часов - это дорогого стоит. Так что, когда в финале раздвигаются металлические шторки на окнах, наконец, вздыхаешь с облегчением, и кажется, что это тебя выпустили на свободу.
В спектакле много символов, часть довольно очевидные - например, металлические щиты с фотографиями людей, уничтоженных в лагерях (среди них Мандельштам, Гумилев Флоренский) в какой-то момент переворачивают вниз изображением. А затем поднимают, словно извлекая из небытия, стирая снег с кладбищенских камней. В какой-то момент сцена оказывается словно заваленной трупами - черные тряпичные куклы падают вниз. Табурет превращается в клетку, стреноживая поэта. Надо всем происходящим - распятый Христос, но нет креста.
Смотрится на одном дыхании, но впечатление оставляет тяжелое. Если вы хотите увидеть здесь романтичного, легкого и светлого Мандельштама, написавшего мое любимое и гениальное (в отличие от процитированного выше грубого памфлета): "немного красного вина, немного солнечного мая...", то его здесь нет. Здесь Мандельштам уже из другой реальности - немного безумный, срывающийся в истерику, пытающийся быть больше гражданином, чем поэтом. А борьба с властью всегда заканчивается одинаково.
Смотреть, думаю, стоит. С риском быть пришибленным эмоциями, но стоит.
За приглашение огромное спасибо Татьяне ladysuh и сообществу moskva_lublu. Очень рада, что снова (после долгого перерыва) увидела работу Виктюка. И да, теперь очень хочется прийти сюда снова.
Кстати, сам театр, как сооружение - невероятный. Отличный, очень функциональный и удобный зрительский зал. Закрывающиеся окна, прекрасная видимость с любых мест. Больше деталей можно увидеть в его соцсетях: в Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграме, канал YouTube
P.S. Вот, кстати, не могу не сказать, что мне несколько обидно за того, настоящего Мандельштама. Который прежде всего поэт, а не трибун. Ведь лучшие стихи написаны до тридцатых. А последнее время все это заслоняет "его пальцы, как толстые черви жирны". Жаль.