Не знаю, как вы, а я до сегодняшнего дня толком ничего про Раменское не знала. И путала его с Раменками. А оказалось, что это очень симпатичный городок, всего в 40 минутах езды от Москвы, который может похвастаться отлично организованным пространством и весьма оригинальной историей. Впрочем, одно отчасти связано с другим. Но обо всем по порядку.
Если вы заглянете в местный туристско-информационный центр, то вас встретит большой плакат: 5 вещей, которые нужно сделать в городе Раменское. Мы практически все предложенное осуществили, и со знанием дела могу сказать, что последовательность очень разумная.
1. Посетить раменский историко-художественный музей.
Я с некоторым скепсисом отношусь к мелким краеведческим музеям, сами знаете, все эти зубы мамонта и утюги старой закалки. Но в этот действительно стоит зайти. Музей находится прямо напротив станции Фабричная. Это довольно внушительное здание, один из бывших фабричных корпусов.Интересен он тремя вещами. Во-первых, в музее представлена отличная трехмерная карта раменского.Вот ее фрагмент:
Можно посмотреть на город сверху, и сразу становится ясна его планировка. В центре - озеро, с одной стороны бывшая усадьба и церковь Бориса и Глеба (самое старое здание города), с другой - фабричные корпуса, а между ними - собственно сам город. Так он выглядел 200 лет назад, и примерно так же выглядит и сегодня.
Во-вторых, экспозиция, посвященная фабрике, включает довольно много фотографий быта фабричных рабочих, а что может быть интереснее, чем то, как жили люди? Вот. например, садик во дворе фабрики. С пальмами, между прочим!
Во-третьих, всех очаровал соседний зал, где представлены предметы дворянского быта, и рассказ экскурсовода об обитателях здешних мест.Вот, вы видели когда-нибудь стулья из рогов?
Или стреляющие солнечные часы?
Именно такие были в имении. на циферблате стоит маленькая пушка, а над ней - линза. Пушку набивали порохом, и когда солнце оказывалось над линзой и нагревало пушку, порох воспламенялся и она стреляла.Один раз в сутки, зато громко.
Говорят, что происходило это событие ровно в полдень, хотя как удавалось так точно настроить линзу, для меня осталось загадкой.
2. Пройтись по фабричному городку
Фабрику начали строить местные князья Прозоровские-Голицыны, прямо напротив своего имения, на другом берегу озера. Однако сделать предприятие прибыльным у них не вышло. В 1843 году фабрика переходит купцу Малютину, сначала в аренду, а примерно через 20 лет сыновья купца полностью выкупают фабрику, строят новые корпуса, завозят новое английское оборудование. И к 70-м годам это одна из лучших русских мануфактур. Она известна не только в России, но и за рубежом, участвует в международных выставках и получает медали (1876 г. - золотая медель в Брюсселе, 1893 г - бронзовая медаль в Чикаго). Ткани фабрики ценят даже в Персии. Неплохой размах для небольшого городка, правда?
Фабрика была оборудована туалетами на каждом этаже, (их видно снаружи, вертикальное пространство, закрытое ржавыми щитами), газовым освещением, а также пожарной системой (которая работает до сих пор и успешно, охранник сказал нам, что вот совсем недавно был пожар и система справилась), лифтами, галереями, по которым можно перейти из корпуса в корпус.
Кроме того, она имела огромные окна, так что в помещениях очень светло:
Изящные чугунные лестницы также остались с прежних времен:
Между прочим, корпуса для рабочих и сейчас отлично выглядят, и по-прежнему жилые.
Обратите внимание, что рядом с домом достаточно места и для парковки и для лавочек-скамеек, и вообще все зеленое и уютное вокруг
Помимо жилых корпусов (от них до работы идти минут пять, что очень удобно) Милютин построил больницу:
Продолжая идти по фабричному городку мы встречаем здание бани, с двумя отделениями для мужчин и женщин. Помыться стоило 12 коп. на семью.
Баня тоже сохранилась, и до сих пор служит по назначению. Вот только 90-е годы не прошли для нее даром, и теперь это здание выглядит вот так:
Внутри баня, ресторан и отель. Странно, что нет надписи СПА-комплекс. Довольно трудно узнать исходное строение, но все еще возможно.
Количество рабочих стремительно растет. Если в 1843 году на фабрике было около 300 человек, то в 1900 году больше 6500. А прибавьте к ним семьи? А тогда семьи были большими, т.е. как минимум 6000 надо умножить на 5. Ясное, дело, что рост фабрики привел и к увеличению числа детей. Их надо было куда-то девать. И вообще воспитывать. На фабрике была предусмотрена детская комната, а кроме того, построили школу для детей фабричных рабочих. Вот она:
Школа расположена во дворе фабрики, так что дети были под присмотром и могли работать в свободное от учебы время. Ну, или наоборот. Учиться в свободное от работы. Девочки отдельно от мальчиков.
Вы удивитесь, но школа тоже осталась школой. И ее даже не надстроили. Раменское - исключительно стабильный город.
3. Попробовать выпечку старинной пекарни.
Вот это мы не успели. Но зато пообедали в кафе с видом на озеро.
4. Найти старейшее здание в Раменском.
Старейшее здание в городе - это церковь Бориса и Глеба. Она была построена в 1725 году по указу графа Мусина-Пушкина. Да, того самого. В 1710 году Петр пожаловал Раменье в личное пользование графу. Впоследствии Раменье находилось во владении князей Бестужевых-Рюминых, Волконских, Голицыных, Голицыных-Прозоровских. Так что практически вся русская аристократия тут отметилась. Последний князь в середине 18 века построил здесь усадебный дом, церковь, разбил парк, спускающийся к озеру. Сейчас до церкви можно добраться через парк или по бывшей Поповской (жили на ней в основном служители церкви), а ныне Первомайской улице. Как-то удачной фотографии Борисоглебской церкви у меня не нашлось, так что покажу другую церковь города - Троицкую, которая больше вписывается в наш рассказ, т.к. была построена в 1852 году, т.е. как раз тогда, когда население выросло и старая церквуша перестала всех вмещать.
Это самый центр города. Слева - озеро, вниз уходит дорожка в парк, справа - главные улицы города. В праздник Святой Троицы вокруг озера ежегодно проходил крестный ход, по окончании которого все купались в Борисоглебском озере, очищая себя от недугов и греховных помыслов. Сейчас вокруг озера (периметр около 2,5 км) проложены велосипедные и пешеходные дорожки, которые активно используются. А в самом озере можно еще и на лодке поплавать. Прокат лодок и велосипедов рядышком.
5. Сделать креативные фото.
Почти каждый скверик в Раменском приютил у себя персонажей сказок, стихов или советских мультфильмов. На улицах можно встретить героев "Простоквашино", Винни-Пуха со товарищи, волка с зайцем из "Ну погоди", а также дядю Степу, ученого кота, львенка на черепахе и даже романтичную даму с собачкой. Смотрите их все в моем инстаграмме.
Резюме: приятный для жизни городок, который мне очень понравился: уютный, тихий, зеленый и компактный. Центром оказывается озеро, так что слоган "капелька России" городу Раменское подходит.
Фабричная часть очень впечатляет, и ее стоит увидеть, пока комплекс строений еще жив. К сожалению, с 2003 года фабрика больше не работает фабрикой, а постепенно превращается в офисный комплекс.
Большое спасибо за рассказ о городе и фабрике сотруднику ТИЦ Андрею и директору Раменского историко-художественного музея Людмиле. Было увлекательно и здорово.
Также не могу не поблагодарить сообщество mosblog и особенно Светлану sarycheva_s за приглашение и организацию этого славного дня.
Немного полезностей. Цены, расстояния и прочее.
Электричка из Москвы идет от Выхино или с Казанского вокзала. Вам нужна станция Фабричная. Это 40 мин от Выхино. Цена билета 66 руб. Мы приехали примерно к 11 часам и уехали около 17. Успели посмотреть практически весь город, включая музей, кроме ипподрома.
Карты, брошюры, информационные буклеты можно взять в ТИЦ (ул. Михалевича, д. 3) . Здесь же можно про все спросить. Сотрудники с удовольствием вам ответят, все покажут и расскажут. Работает центр каждый день, кроме понедельника с 10 до 18-00.
От электрички до фабрики минут 10 максимум. Весь центр можно обойти за час-полтора.
Очень рекомендую начать с музея. Цена билета 40 руб, цена экскурсии для группы - 400 руб. С экскурсией точно лучше! Там отличный экскурсовод. Музей также организует экскурсии по городу (1500 для группы), в т.ч. велосипедные.