Последнее время, кажется, уже намечается тенденция - крупные музеи экспонируют работы из своих запасников на дополнительных площадях. И это, на мой взгляд, просто прекрасно, ведь мы можем только догадываться, сколько всего скрытого в архивах мы еще не видели. Третьяковка тоже не осталась в стороне, и радует своих поклонников показом новой выставки в пространстве Зарядья. Современное просторное помещение, хороший свет, разумные цены на билеты (300 руб для взрослых) - все, что нужно, чтобы получить удовольствие.
Когда видишь на заставке хорошо известную картину Юона, и читаешь список фамилий художников (К.А. Коровин, А.В. Куприн, Б.М. Кустодиев, И.И. Левитан, Е.Е. Моисеенко, Г.Г. Нисский, Н.М. Ромадин, В.Ф. Стожаров, Н.С Гончарова, А.К. Саврасов, ...), то ждешь чего-то знакомого и привычного, возможно объединенного новой идеей.
Юон К. Ф. " Купола и ласточки" .
С одной стороны, это так и есть. Любимые художники, чудесные и родные пейзажи средней полосы. Но при этом значительная часть работ - из тех, что или не экспонировались до сих пор, или выставлялись достаточно редко. Так что есть возможность увидеть не очень знакомого Левитана,
И.И. Левитан Осень. Дорога в деревне.
Работу племянника знаменитого Карла Брюллова, художника Павла Александровича Брюллова:
П.А. Брюллов "Весна"
Довольно необычный для данной выставки, но очень классный пейзаж Анненкова
Ю.П. Анненков. Июнь.Лес. 1918.
Что касается общей идеи... Если не вчитываться в электронные тексты на стенах, то кажется, что перед нами просто хорошая отличная коллекция картин, которые развешаны довольно хаотично, ну разве что слегка учтена временная направленность, в смысле - индустриальные пейзажи в самом конце (хотя вначале соседствуют Моисеенко и Алексеев, а в следующем зале Стожаров и Брюлов).
Е.Е. Моисеенко. Зарядье. 1980
Но поскольку почти каждая из представленных работ интересна сама по себе, то это не так уж и важно. Тем более, что для пространства в Зарядье, которое место в первую очередь туристическое, русские пейзажи как таковые - это уже вполне себе тема.
Но организаторы предполагали более глубокое содержание. Каждый из небольших залов пытается на примере нескольких работ отразить ту или иную концепцию, например, сравнить взгляд на город художников разных времен (самый первый зал - "Столица"), поместить зрителя в пространство различных сезонов (Времена года) и настроений (Время вперед), оживить ностальгические чувства (Традиции и сказки), и, наконец, привести на Крайний Север, на самый край географии и заставить восхититься его суровой красотой. Здесь, кстати, кроется самая интригующая (по задумке кураторов) часть выставки.
Целый зал посвящен работам Александра Борисова, художника и исследователя, влюбленного в Крайний Север. Основная здесь - огромная картина, изображающая.... лето:
Александр Борисов. В краю вечного льда. Лето. 1897 год
Для меня это был совершенно неизвестный художник, однако, до 1913 года 65 его картин занимали целиком 22-й зал Третьяковской галереи. Большинство его небольших работ привезено из научных экспедиций на Новую Землю, Кольский полуостров, в которые он ездил в качестве художника при научной группе. Поэтому изображенные сюжеты исключительно точны в деталях. Например, изображенные куски льда - имеют именно ту структуру, которая образуется в условиях Крайнего севера.
Русский север - место волшебное вне всяких сомнений, но не могу сказать, что работы Борисова произвели бы впечатление вне того контекста, который с ним связан.
Зато меня очень порадовали две совершенно замечательные работы Стожарова. Эх, вот бы ему посвятили целый зал, а еще лучше, устролили бы персональную выставку.
Покажу еще пару работ из самого дальнего зала. Традиционно лаконичный Нисский:
Нисский Г.Г. Осень. Семафоры. 1932
и внезапно не менее лаконичный Сидоров
В.М. Сидоров. Снег идет. 1969
Ну а закончим нашу прогулку по выставке уютной и теплой работой Кустодиева:
Б.М. Кустодиев. Осень в провинции. Чаепитие. 1926