С одной стороны, это абсолютно классическая вещь и к тому же, что редкость даже для классики - общеизвестная. Все помнят сюжет, все учили в школе строки писем Татьяны и Онегина, да и кроме них, в голове держится целая пропасть "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет", рожденных легким пушкинским пером.
С другой стороны, "Онегин", в отличие, например, от "Чайки", "Анны Карениной", "Преступления и наказания" и прочих классических вещей, остался практически свободен от современных постмодернистских трактовок. Что, кстати, даже удивительно в наш-то век римейков и "режиссерских видений". Скажем, мне попадались только два варианта осовременивания "Онегина", один - довольно удачный, второй - довольно унылый. Остальные более-менее придерживались классического подхода. И, пожалуй, хорошо, что их мало, потому как каждый раз очень страшно, а ну испортят Пушкина? И как потом это развидеть? Чехова и Толстого я не люблю, так что какая-нибудь две тысячи тридцать четвертая Чайка никакого трепета во мне не вызывает, но Пушкин - это же совсем другое дело...
В общем, это все к чему. На днях, благодаря приглашению фантастической щедрости от сообщества moskva_lublu в лице Натальи pamsik, я посмотрела третий вариант "Онегина" в изложении проекта САМИ.
В паре слов - это такая зарисовка на тему, довольно оригинальная (сплошные вишенки на торте) и при этом весьма лаконичная (всего полтора часа). Так что, если вы ищете что-то стильное, современное, недлинное и располагающее к последующей приятной беседе, то это вот оно.
Но имейте в виду, что если у вас в голове сложились определенные стереотипы в отношении главных героев повествования (а у кого их нет), то для начала актеры обрушат вам все каноны (ну почти все) в смысле соответствия образа и персонажа. Когда вы (минут через 15) привыкнете, окажется, что вам не хватает сначала слов (Пушкин с каждым годом становится все гениальнее), потом музыки (о, здесь ТАКАЯ музыка), затем ироничных ремарок (потому что их выдает Сергей Чонишвили, а его хочется слушать бесконечно), и в итоге - вообще всего будет мало, и все закончится слишком быстро, а вы только войдете во вкус, и развесите уши, и душа настроится на прекрасное.
Теперь расскажу подробнее.
Мое отношение к происходящему менялось от недоумения средней тяжести в первые минуты до "дайте две" в финале.
Первое впечатление было немного шоковым. Я люблю Ирину Пегову, она чудесная, но никак не боязливая лань. Татьяна в ее воплощении, согласитесь, неожиданна. Я бы скорее представляла такой Ольгу. Ленский (Сергей Шнырев) ни разу не брюнет (что можно еще пережить), но он также начисто лишен кудрей, романтического облика и вообще выглядит скорее грустной пародией на самого себя. Онегин вроде бы всем хорош (кто б сомневался, Даниил Страхов идеально подходит внешне), но утомленный светом человек обычно не произносит слова со скоростью переводчика-синхрониста, признаваясь в любви.
В общем, к этому всему надо немного привыкнуть.
Первое впечатление довольно быстро сменяется вторым, ты увлекаешься происходящим, включаешься в игру, и за все это надо благодарить автора, как настоящего, т.е. Александра Сергеевича, так и того, кто здесь за него. Т.е. Сергея Чонишвили. Оба ироничны, умны, точны, не прочь позабавиться и при этом немного вне, что дает определенную раскованность в мыслях и ремарках.
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.
А еще есть оркестр Алексея Айги.
Вообще, у меня сложные отношения с музыкой, и обычно я к ней равнодушна, если не более. Но не в этом случае. Здесь музыкальные эпизоды были исключительно уместны и прекрасны во всех отношениях. И это ни разу не был фон, понимаете? Это были краски, звуки, настроение и атмосфера спектакля. Яркие, живые, неожиданные, эффектные, современные и при всем этом - абсолютно в тему! Представьте, что точные и изящные пушкинские строфы растворили в нотах, а потом сыграли музыкой. Вот это было как-то так.
Да, начинают с конца. С письма Онегина Татьяне, а затем возвращаются обратно, в "уединенные поля", рассказывая всю историю от знакомства с Ленским до встречи с вышедшей замуж Татьяной. И это внезапно только история Онегина. Лирические отступления, проходные персонажи, и вообще все то, что "энциклопедия народной жизни" - отброшено. Остался только основной сюжет, подсвеченный насмешливыми и острыми комментариями. Местами пушкинскими, из которых самый известный - на рисунок в "Невском альманахе", вы наверняка помните:
Вот перешед чрез мост Кокушкин,
Опершись <***> о гранит,
Сам Александр Сергеич Пушкин
С мосьё Онегиным стоит.
Сюжет, в общем-то вневременной, потому что любовь и одиночество - категории вечные. И Онегин ныне, все такой же лишний человек, как и прежде. Только акценты немного другие. Ленский убит во цвете лет. Татьяна - замужем, и вообще, все как-то устроили свою жизнь (или свою смерть), а Онегин оказался вне всего этого, и его существование совершенно лишено смысла. И если раньше было жаль Татьяну, ведь счастье было так возможно (хотя, кто знает, может с генералом все неплохо), то теперь главной жертвой происходящего оказывается Онегин. Небрежный, презрительный, насмешливый, Онегин, который слишком хорош для света. В финале обнаруживаешь безнадежно одинокого человека, который, говоря современным языком, не реализовал себя. И в результате:
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга,
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
Резюме: Хорошо. Но мало. И очень хочется перечитать Пушкина, что я с удовольствием и делаю.
Сайт музыкально-драматического проекта "Онегин" и его группы в соцсетях: в Фейсбуке и ВКонтакте
#ОнегинShow #ОнегинСАМи #САМиТеатр
За приглашение огромная благодарность сообществу moskva_lublu, которое не устает дарить блогерам прекрасное.