kagury (kagury) wrote,
kagury
kagury

Categories:

"Иисус Христос - Суперзвезда", постановка питерского театра "Рок-опера"

Будем честны. Назвать эту постановку визуально и музыкально удачной я бы, пожалуй, не смогла. Впрочем, возможно, она просто немного рановато показывается зрителям, тут бы еще поработать. Но. При всем при этом, она неожиданно оказалась  довольно интересной с точки зрения культурных пластов и вложенных смыслов.  Как и обещали в анонсе, акценты здесь расставлены весьма необычно (ну, если не считать канонический образ Пилата "в белом плаще с кровавым подбоем..."). Сейчас расскажу.

Начнем с того, что в первую очередь это история об одиночестве. Причем таком, вселенском одиночестве каждого человека в этом мире.

Иисус перестает понимать смысл действий и волю своего отца, сомневается в необходимости своей смерти, а все его мольбы и вопросы остаются без ответа. Кроме того, он оказывается потерян и среди толпы своих довольно равнодушных учеников (причем во всех смыслах, визуально в том числе), и возможно, единственный человек, которому не все равно - это Иуда. Но он чуть позже окажется предателем. А раз так, то зачем вообще все?

фото театра
Иуда тоже не выглядит счастливым, его вроде бы упорядоченный мир распадается на части, ведь Иисус приводит Магдалину, мало того, что женщину, так еще и из продажных, а значит - прощай философские беседы о бытии и крепкое мужское братство. Обидно, да.  А еще она использует драгоценное мирро совершенно не так, как следовало бы. Нет бы раздать нищим.

фото театра
Магдалина, кстати, пожалуй, единственная здесь (в данной версии спектакля), в своей тарелке. У нее есть любимый человек и смысл жизни - забота о нем. И возможно, потому Иисус к ней и тянется. Ведь она относится к нему с теплом и нежностью, как к человеку, и как к мужчине. В конце-концов, ему чуть за тридцать! А остальные слишком апостолы.

фото театра
Пилат вообще в чужой стране, он тут тоже один, и он совершенно не хочет понимать, зачем этим людям нужна смерть безобидного человека с печальными глазами. Но ему, в общем-то, все  равно. Ваша страна - ваши правила.

фото театра
Получается, что каждый здесь сам по себе. То есть на земле (в месте - противоположном небесам) нет счастливых людей. А где те небеса...

Второе - это Иуда. Здесь он в каком-то смысле антипод  Христа.  Если Иисус смиряется, Иуда - протестует. Если Иисус выглядит равным другим и среди других, Иуда - явно мнит себя выше толпы и в стороне. Вместе с тем, на протяжении всего действия Иуда  занимает гораздо более логичную и человеческую позицию. Его надежды  не оправдались, он не видит рядом бога, он сомневается, пытается спорить. Считает себя обманутым.
Тема предательства, кстати, в спектакле вообще не раскрыта. Пошел, сказал. Как-то внезапно и непонятно. Зачем? Хотел как лучше? Сам не понял, чего хотел? Деньги Иуде не нужны, у него сплошные эмоции, и раскаяние потому потом очень искреннее.
Но интересно другое. Он обращается к Господу, и говорит, "зачем ты избрал меня? Зачем ты убил меня?" И Господь для него явно не Иисус (потому что Иисуса он теперь считает человеком). А значит, получается, что предательство Иуды - не его собственная инициатива. Он лишь орудие. И Иисус тоже знает, что он орудие, и потому не пытается что-то изменить. Но тогда  самойбийство Иуды - может быть не только мучения совести (в конце-концов, разве можно человеку убить бога?), но попытка взять на себя ту жертву, которую должен  принести Иисус? Избавить его от этой жертвы? Раз уж кто-то должен умереть....

фото театра
В общем, если вы хотите задуматься и снова переосмыслить евангельскую историю, то "Иисус Христос Суперзвезда" - отличный для того повод.

Первая часть - фактически вводная. И довольно современная визуально и по настроению. Молодежная тусовка со своими проблемами.  А вот второе действие  - уже более атмосферное и смотрится значительно интереснее. Там есть места, которые сделаны очень хорошо, например, сцена Тайной вечери и молитва Иисуса в Гефсиманском саду.  Это такие, пробирающие до мурашек эпизоды. Когда ты проникаешься в полной мере таинством и ощущаешь трагедию кожей.

Немного о минусах.
Звук. Было ОЧЕНЬ громко. Нет, я понимаю, что РОК-опера, но не до такой же степени. И ладно бы только громко, но фонограмма звучала значительно громче голосов актеров, так что в доброй половине случаев слова разобрать было практически невозможно. Хорошо, что сюжет в целом известен (но пришлось таки заглянуть в либретто).  Все-таки, мне кажется, что если это нормально для классической оперы, то на рок-опере такого быть не должно. Видимо пытаясь как-то исправить ситуацию, солисты время от времени срывались просто в ультразвук. Что тоже как-то неправильно. Ну..  звукорежиссеру явно стоит еще потрудиться.
Актеры были выразительны (это видно по фотографиям), но мне показалось, что громкость порой заменяла игру.  Ну и опять-таки вопрос к режиссеру - местами актерам явно было непонятно, что делать на сцене. Особенно тяжело приходилось  Иисусу.  Ну и  меня несколько смутило, что апостолы и толпа - это одна и та же массовка, не отличающаяся даже деталями одежды. Не уверена, что это правильный ход.
А вот цветовое и световое решение было удачное. Собственно, добрая часть успеха постановки, это правильно расставленные цветовые акценты.

В общем, пыталась написать по свежим впечатлениям, а теперь пойду смотреть интервью режиссера и читать версии истории про Иуду.

Еще раз огромная благодарность tanechka_s за возможность увидеть эту постановку. Я не только заделала культурный пробел, но и по-новому посмотрела на некоторые вещи. Спасибо!
Tags: музыка, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments