kagury (kagury) wrote,
kagury
kagury

Category:

VIII Московская биеннале современного искусства - ориентирование на местности

Вообще-то, я хотела посмотреть Поленова. Во-первых, я его люблю. Во-вторых, как раз отличная для этого погода установилась - пасмурно, сыро, серо, уныло, мокро. Самое время ходить по выставкам, наверстывая упущенное в дачное время. Но на Поленова была очередь. Не так, чтобы гигантская с виду, но все же. Мы постояли минут 15-20, выяснили, что за это время пустили примерно 12 человек, и прикинув размер очереди  (человек в 60) решили, что это слишком подвиг.

Можно было пойти посмотреть выставку советского авангарда (где-то раз в 10-15 минут приходил человек и звал туда желающих, таковых пускали без очереди). Это лайфхак для тех, кто любитель и не хочет стоять  в очереди. Но когда мы дозрели до мысли, что авангард - это тоже неплохо, он как назло пропал. В общем, мы грустно пошли назад, решив пройтись по набережной (там тоже обычно интересно), но по дороге зарулили в основную часть ЦДХ (хотя он же теперь больше не ЦДХ..). А там была эта биеналле, тепло и никого народа. Ну в общем, вы понимаете.
Вообще, современное искусство уже так давно про протесты, манифесты, восприятие или посылы, что собственно, искусства как такого, на мой взгляд, там осталось немного. От зрителя требуется включать голову, искать аллюзии, отсылки, намеки и прочее. Но ведь обычному зрителю это лень. Потому ценителей инсталляций немного. И поэтому по такой выставке интереснее ходить с экскурсоводом, который обратит внимание на какие-то фишки, которые ты сам с большой вероятностью просто не заметишь.

Так вот, что хорошо на этой выставке (я так поняла, что благодаря МТС), так это то, что в наличии имеются бесплатные экскурсоводы, которые с удовольствием рассказывают посетителям про отдельные работы. Нам попадась чудесная девушка, которая поведала много любопытного, так что не пренебрегайте.

Зал выглядит примерно как улица, на которой нестройными рядами расположились разные строения. В каждый из десятка павильонов можно заглянуть и обнаружить внутри что-нибудь: цифровую вселенную, отражающуюся в зеркалах (работа дочки или внучки  Алиева, президента Азербайджана), цифровой ковер с изменяющимся орнаментом, который кажется мягким и пушистым (тоже художник из Азербайджана Орхан Маммадов) или просто полутемный подземный переход с музыкантами (Александр Бродский).

Вот, например, на фото вверху павильон с надписью БАЛ. Это работы Харм Вейстра и Эдди Бал. Одна вертикальный экран, на котором падающий с небоскреба человек, вторая - мрачные полотнища. Чтобы понять, о чем все это, надо знать, что художники - это пара гомосексуалистов. За такую связь в  арабском мире полагается казнь - сбрасывание с небоскреба с завязанными руками. И вот потому - бесконечно падающий  человек "в бездну жестокости и ужаса, который происходит сейчас в мире», - объясняет Эдди Бал, художник.

Люди в белых рубашках на бревне - это аллегория нашего мира, в котором люди становятся слишком безличны и разъединены. Помните Сашу Черного:
Все в штанах, скроенных одинаково,
При усах, в пальто и в котелках
Я похож на улице на всякого
И совсем теряюсь на углах.                     
Вот это вот все:
Художник Стефан Балкенхол работает с деревом. Люди - вырезаны из бревен и грубовато раскрашены. По его мысли: «Фигуративная скульптура часто используется как носитель идеи. В моем видении, скульптуры становятся зеркалом, таящим в себе вопросы. И именно зритель наполняет  увиденное смыслом».

За расколотым пнем видно нечто в квадратик. Это чисто визуальная вещь. Ее автор - шейх Рашид аль Калифа, член королевской семьи Бахрейна. Его «Лабиринт»  - это впечатление от города, в котором он живет ( и, пожалуй, это самая позитивная работа на выставке). Квадратики символизируют открытые и закрытие окна, и сама идея навеяна традиционными элементами арабской архитектуры – машрабиями-  деревянными узорными решетками на окнах, создающими тень.
По лабиринту можно пройти, представляя себе солнце, играющее на стенах.

Еще одна позитивная вещь - работа Алекса Каца. Его стиль застрял где-то между модной иллюстрацией и рекламным плакатом. Однако Кац весьма дорогой художник, его работы продаются за сотни тысяч долларов.  Конкретно эта картина в обычное время висит в кабинете директора Альбертины Клауса Шрёдера.
Напротив работ Каца (в том же павильоне) картины российского художника, которые сплошной хаос. И не только хаос, деревья на картинах прорастают корнями сквозь стены.

Фан Лицзюнь  считается ярким представителем «циничного реализма» – течения, смысл которого в высказывании недовольства правительством.И недовольства вообще.  Вот казалось бы, что такого в этой простенькой работе?
А тут сплошные символы и метафоры. Лысые люди (это вообще фишка художника, по которой его легко узнать) - это вариант "все под одну гребенку", хотя тут и гребенка-то уже не нужна. Результат одинаковости налицо. Похожие на бумажные цветы - символы современного мира, в котором все искусственно. Желтый пион, на фоне которого стоит пара, намекает на золото, т.е. означает, что девушка с эти мужчиной только за деньги. В общем, куда ни ткни, везде что-то что-то означает.

Самая любимая экскурсоводами часть выставки  - феминистическая. Там представлены работы трех художников, двое из которых - женщины арабского мира. А тематика - соотношение мужского и женского. Самые интересные принадлежат Халле Бинт Кхалид. Она мать пятерых детей, художница из Саудовской Арави. Создает работы, посвященные вопросам гендерных различий и делает это не без юмора.  Вот смотрите:

Банкомат слева - это мужчина. У него ботинки и он выдает деньги. Банкомат справа - женщина. Она на каблуках и выдает младенцев. Обратите внимание, мальчики - уже почти все разобраны...
И еще одна ее работа:
Мыло в виде тушек женщин. один из смыслов - женскую работу практически не заметно, а сама женщина при этом постепенно смывается.

Впрочем, на выставке не только зарубежные художники. Наши тоже есть. Вот, например, стена с человечками Андрея Кузькина.
По мысли автора - эта композиция изображает молящихся (в ячейках)  и жертв - головы, окрашенные кровью (самого художника, бррр). Привет теории пассинарности. Композицию художник создавал три года.  Все фигурки сделаны из хлебного мякиша - намек на тюремные условия, в которых живет современный человек. «Здесь я соединил христианский символизм, потому что хлеб – символ тела Иисуса, и русскую тюремную традицию лепки из мякиша», написано на стене экспозиции.
А мне так сразу вспомнился Высоцкий - "настоящих буйных мало".

Молящиеся человечки - индивидуальны и довольно симпатичные. Но все вместе производит довольно отталкивающее впечатление.

Здесь тема грехов в ярких красках.
Ну, Вавилонская башня узнаваема. Золотая слева - это нажива, чувство, которому нет границ (башня заполняет весь холст). Красная в центре - это гнев. Он разрушает - вон кусок уже отвалился.  Серая справа - гордыня. Там еще внизу крохотный человечек, который на фоне своей гордыни кажется еще меньше. Кажется, что башня упадет и придавит несчастного.

Совершенно жуткая работа "Разбитый рояль" или как-то похоже называется.
Даже комментировать не хочется.

А вот редкая птица - в кои-то веки просто обычная живопись. На фоне прочего - глаз радуется, хотя стиль ни разу не нов, конечно.
Текст внизу: There are times, when life seems not so great, but better than anything else, and when you are happy to be alive, though not exactly estatic.

Ну и напоследок, работа, которая мне понравилась больше прочих. Егор Плотников "Сверхчеловек".
Человек сидит на груде отчетов, счетов-фактур и прочей бумажной макулатуры. Под ногами у него валяется несколько листов с более крупным шрифтом. на ни читаем: МУЗЕЙ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВСТРЕТИТЬСЯ С САМИМ СОБОЙ.
Видимо в этом послании и есть смысл биеннале.


#биеннале, #третьяковка#искусство#современноеискусство#арт#инсталляция
Tags: #арт, #биеннале, #инсталляция, #искусство, #современноеискусство, #третьяковка, выставка, искусство, культурная жизнь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments