kagury (kagury) wrote,
kagury
kagury

Categories:

"Простой карандаш" - фильм, задающий вопросы

Знаете, вот есть фильмы, которые просто для удовольствия. А есть те, про которые, как минимум, хочется спросить, а что хотел сказать этим автор?  "Простой карандаш" из таких.
И тут мне очень повезло, потому что после показанного в Третьяковке кино пришел режиссер с исполнителями главных ролей и удовлетворил любопытство зрителей. А вопросов было довольно много.

Но начнем с фильма. Сразу скажу, что это ни разу не развлекательное кино. Но любопытное. Не зря же ему всяких премий дали. Самое прекрасное в нем - это оператор. Потому что так красиво снять наши обычные серенькие пейзажи, подсвеченные золотом опадающих листьев, сконцентрировать внимание на ветвистости дерева, изяществе травинки, перспективе уходящей вдаль дороги, деревянности старых бараков, и не уйти при этом в медленность и банальность - это не каждый может.
Многие кадры - словно взмывание ввысь над будничностью и обыковенностью. Вообще, все что связано здесь с искусством - очень хорошо. В том числе отличные уроки рисования, которые распахивают окно в другой мир, другую жизнь, заставляют иначе смотреть на вещи.  И с этой точки зрения фильм вышел очень художественный.
А вот к сюжету вопросов довольно много. Про них в конце.  Вкратце  - в провинциальный поселок при карандашном заводе приезжает питерская художница. Ее мужа, довольно известного художника, посадили (вроде как ни за что), он отбывает наказание в колонии, а она решила поселиться в той же глуши, чтобы быть ближе к нему. Ближе - это 15 км пешком, но жены декабристов не перевелись в народе. Надо ли это мужу - большой вопрос, который не раз повисает в воздухе, как и тема их отношений, и его преступления.
Художница снимает комнату в бараке и устраивается на работу в местную школу учителем черчения. И, конечно же, сталкивается с местным бытом, людьми, характерами и страхами.

В частности  - неуправляемым подростком, которого боится весь поселок, т.к. его брат-убийца - вот-вот выйдет из тюрьмы.  И так как она - другая, она начинает свою войну со всем, что кажется ей неправильным. А война, как известно, не бывает без жертв...



Финал снят весьма неоднозначно и оставляет зрителя наедине с целым рядом вопросов. Я редко остаюсь на встречу с режиссером, но тут действительно было интересно узнать о многом, так что теперь я в курсе и расскажу вам, как и что было задумано.

Одним из основных был вопрос о знаке фильма. Светлый ли у него финал или мрачный? Режиссер считает, что светлый (и задуман светлым), а вот мнение зрителей разделилось. Я скорее на скамейку к тем, что видит в нем больше темного.

Остальное читать только тем, кто уже посмотрел, потому что дальше будут сплошные спойлеры.

Напомню, в финале учительница забирает из поселка самого талантливого мальчика, и они вместе пытаются уехать. Их настигают братья-бандиты, учительница пытается их остановить, завязвается драка, после чего она остается лежать рядом со штабелями бревен. Следующий кадр - мальчик стоит на пароме, вглядываясь вдаль.  Непонятно, плывут ли они вместе или он остался один.

Вопрос режиссеру: Вы убили главную героиню? Если да, то почему?
Ответ: да, убила. Потому что я верю, что жизнь не заканчивается смертью, и она окажется в лучшем мире. Кроме того, ее жертва была не напрасной.

Вопрос: А почему такое название? Почему карандаш?
Ответ: Мне нравится этот предмет. И как-то вот так вокруг него закрутилась вся эта история.

Вопрос: Мальчик остался один и плывет, по сути в никуда. У него никого нет в Питере, нет денег, нет жилья. Вы действительно считаете, что это светлый финал?
Ответ: Мы вырезали кадры, где учительница оформляет его документы в интернат для одаренных детей. Так что ему есть куда плыть и у него все будет хорошо.

Вопрос: А кто все эти дети? Как вы их отбирали?
Ответ: Все дети местные. Везти их из Москвы было слишком дорого, так что мы отбирали детей прямо на месте, и получилось вроде хорошо. Кстати, все ответы на вопросы учителя - это реальные ответы детей, мы включили в фильмм именно то, что они говорили. Тут нет ничего придуманного.

Вопрос: почему Вы не показали работы одаренного мальчика?
Ответ: не хотели, чтобы нас обвиняли потом в том, что это слишком хорошо или слишком плохо для ребенка. Пусть каждый представит себе то, что он будет считать талантливым.



Что осталось неясным мне. Это я уже потом размышляла, сразу не догадалась спросить.
Ну, во-первых, что художница совершенно пренебрегает своим бытом. Понятно, что она вроде как творческий человек, но не настолько же. По фильму она прожила в поселке несколько недель, за это время она даже не купила удлинитель, чтобы провести свет в свою комнату. Подсвечивала себе телефоном.
Во-вторых, непонятно, зачем вернувшийся брат трудного подростка ее убивает? Да, она тут все пытается поменять. Но, вообще-то, она его брата спасла. И этот подросток встает на ее сторону.  А убийца только вышел из тюрьмы. И снова убивает. Без смысла. Совсем маньяк получается?
И, наконец, если этот финал режиссер считает светлым. То что же, тогда, темнота?


Стоит ли смотреть? Мне кажется, что да. Мне было интересно.
Ну и как минимум, надо же знать, о все вокруг чем говорят.

Большое спасибо за приглашение tanechka_s
Tags: жж, жжизньинтереснееисторий, кино, культурная жизнь, фильмы
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

  • "Короли интриги" - премьера этой осени

    Анонс обещал " лучшую детективную комедию осени". Пришло время рассказать, что в этих словах правда. Сразу скажу, что от детектива тут…

  • от "Квартета И" к "Квартету Я"

    Вчера в кинотеатре «Формула Кино Горизонт» состоялась презентация книги « Квартет Я". Как создавался самый смешной театр…

  • "Как отмыть миллион"

    Внезапно посмотрели с nastyono4ka очаровательный фильм про милых преступников, цитирующих Эпикура и Канта и разливающих в свободное от…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments