Кстати, билеты лучше покупать на сайте и сохранять в телефоне. (музейные сканеры плохо читают бумажные распечатки). Это избавит вас от необходимости ждать и мерзнуть в очереди.
Билет действует также и на постоянную экспозицию музея. Этим стоит воспользоваться, хотя бы для того, чтобы спустившись на первый этаж, посмотреть на пейзажи Якобса ван Рёйсдала. К этому художнику Гейнсборо относился с большим уважением, и считал его пейзажи образцом для своих собственных. Вот несколько штук для сравнения.
Переправа через реку. 1635
Вид на Эгмонд-ан-Зее
Но вернемся к самой выставке и работам Гейнсборо.
Вдоль колоннады в основном расположены портреты. Начнем с семейства Гейнсборо. Вот он сам:
Здесь художнику около 60 лет, а сам портрет предназначался в подарок другу. Видно, что работа осталась незаконченной - фон слева толком не прописан. Тем не менее Гейнсборо в завещании написал, что именно этот портрет можно использовать для воспроизведения в гравюрах. Трудно сказать, считал ли он его самым удачным, или просто выбрал самый последний.
Леди на портрете внизу - Маргарет Гейнсборо - жена художника.
Портрет Маргарет Гейнсборо
Каждый год на годовщину свадьбы Гейнсборо писал портрет своей супруги, и эта небольшая работа (размером с открытку), вероятно, также была данью давней традиции. Здесь Маргарет уже за 50. Интересно было бы посмотреть на серию таких работ, но увы, на выставке только эта миниатюра (не пропустите ее в зале с рисунками).
Продолжим знакомство с семейством. Теперь портрет дочери - тоже Маргарет. Очаровательная юная леди, с устремленным вдаль мечтательным взглядом.
Кстати, в похожей манере Гейнсборо видимо, вообще любил писать молодых людей. Юноши у него выглядят также вдохновенно и также смотрят в будущее. Сравните с портретом Самуэля Линли.
А вот мальчики постарше и поувереннее.
Портрет джентльмена с собакой в лесу
Это, пожалуй, один из самых ярких групповых портретов. Кроме того, кажется, что внутри сконцентрировалась вся энергия молодости.
Портрет Луизы Скрайн, леди Кладж
А дальше, пожалуй, портрет одного из самых красивых джентельменов, прибывших на выставку. Согласитесь, он очень хорош собой. А за счет ярко-красного сюртука (Гейнсборо ведь пишет в весьма сдержанной манере) работа привлекает особое внимание.
Портрет Томаса Хибберта
В общем, сплошные леди и джентельмены: все они изображены в приятной мягкой манере, спокойными, уверенными и уравновешенными. За что мы и любим англичан :)
Портрет Гарриет, виконтессы Трейси
Портрет миссис Элизабет Муди с сыновьями, Самюэлем и Томасом
Забавно, что вторая здоровенная картина - это вот этот портрет.
Портрет Абеля Мойси
Ну, хватит, пожалуй, портретов. Давайте дальше смотреть пейзажи. Всюду написано, что Гейнсборо зарабатывал изображениями своих современников, а пейзажи писал исключительно для себя, по велению души. Но в это с трудом верится, глядя на значительные полотна, представленные на выставке. Да и аудиогид убеждает нас в том, что к концу века англичане таки прониклись Гейнсборовскими пейзажами. В конце-концов, когда речь идет о модном художнике, то уже не так важно, портрет или пейзаж его работы висит у вас в гостиной.
Будете разглядывать пейзажи, обратите внимание на названия. Если бы Гейнсборо не жил несколько веков назад, то можно было бы сказать, что он старательно использует теги.
Это вот одна из ранних работ. Но совершенно чудесная, по-моему:
Пейзаж с повозкой на извилистой дороге
Следующий, пожалуй, самый голландский по стилю.
Скалистое побережье с развалинами замка и рыбаками
А вот этот пейзаж с коровами считается одним из лучших у Гейнсборо. И явно не зря.
Аудиогид сообщает, что "когда художник внес «Померанского шпица и щенка» в комнату, собака его друга приняла изображенных животных за настоящих и набросилась на них с лаем". Верится, конечно, с трудом, но на месте Гейнсборо я бы тоже сочинила такую легенду.
Последняя часть выставки посвящена рисункам художника, а также его экспериментам с картинами на стекле.
Прибрежная сцена с парусными и весельными лодками и фигурами
Сзади работа подсвечивается лампой (а во время Гейнсбора это были свечи за шелковым экраном), за счет чего приобретает почти естественное освещение. Но это, конечно, надо смотреть вживую. Впрочем, как и все остальное.
Еще несколько рисунков Гейнсборо смотрите в дзене.
В целом, работы Гейнсборо создают очень теплое ощущение. Он в каком-то смысле очень домашний художник. Спокойная цветовая гамма пейзажей, семейные портреты, все они дышат спокойствием и размеренностью.
Выставка работает до 1 марта. Не пропустите.