Максвелл и Хокусай
В жж обсуждают волны и все, что вокруг. С удивлением обнаружила, что у меня три ассоциации, и если первые две вполне нормальны, то третья явно из серии студенческих психологических травм. Но, наверное, мне просто надо было про это рассказать.
1) знаменитая волна Хокусая:
2) известная шутка про море:
и 3) почему-то уравнения Максвелла (не смейтесь):
Так вот, я про последние. Нет, не про физический смысл, это я, увы, сейчас уже не готова обсуждать. Я про психологический.
Если кто не в курсе, Максвелл придумал уравнения, которые связывают электрическое и магнитное поля. Уравнения получились стройными и красивыми, и вывести их (когда Максвелл один раз это уже сделал) в принципе не сложно. Но меня в свое время порядочно заклинило на этих уравнениях, в частности, и электромагнетизме в целом. Потому что математически-то оно все прекрасно, а вот постичь физическую сущность этих полей и порождаемых ими волн я так и не смогла. Это не яблоки на Ньютона ронять. Меня морально плющило от неспособности представить все это в голове, и необходимости ориентироваться только на формулы. Т.е. вместо ясного понимания (как это удавалось до сих пор) электромагнетизм для меня свелся к вере.
С тех пор я прониклась глубочайшим уважением к людям, способным мыслить в абстрактных понятиях. Понятиях, которые невозможно себе представить, потому что в картине мира человека эти вещи никак не ощущаются. Не зря же говорят, что те физики, которым не хватает фантазии, становятся художниками.
Забавно, что тот же всем известный корпускулярно-волновой дуализм электрона (когда он и частица и волна), тоже штука не так, чтобы очевидная из бытовой нашей жизни. Но мы так рано с этим знакомимся, что мозг воспринимает это спокойно и встраивает в модель мира совершенно не напрягаясь.
Интересно, можно ли перестроить преподавание физики так, чтобы поля изучались в школе одновременно с механикой, как другая сторона бытия? Или даже раньше? Не обязательно заморачиваться дифференциальными или интегральными уравнениями, да и нереально это в школе. Но на уровне понятий и аксиом было бы неплохо. Хотя, что я вообще знаю о современном преподавании физики в школе. Может там уже и законы Ньютона не проходят?