Categories:

Про сравнения и мотивацию

У perecati_polina любопытный пост про сравнения, который довольно быстро оброс комментариями, размышлениями и даже тролля прикормил.  Скопирую сюда пару кусков текста: 

Первые сравнивают себя с более успешными, больше успевающими, лучше  организованными людьми, чем они сами, вторые - с менее. Поэтому первые  легко сваливаются в невротическую гонку за достижениями, а вторые - не  менее легко в абсолютную расслабленность. Зачем куда-то двигаться, если я  и так лучше соседа, тот вообще не работает и пьёт к тому же. 
Первые вечно недовольны собой. Вторые с трудом могут представить выход  за рамки привычного. Если их дети принесут из школы четверки, первые  спросят, почему не пять. Вторые не скажут ничего, потому что не два -  значит, нормально. 

Вот эта фраза про «почему не пять» многих из нас зацепила.  И вопрос встал уже о мотивации к действиям. Потому что вопрос «почему не пять» для всех звучит по-разному. 

Можно ведь спросить: «Почему не пять? Странно. Ты же отлично знаешь эту тему. Наверное, опять учительница прицепилась к твоим зачеркиваниям?». 

А можно спросить и иначе: «Почему не пять? Опять не доучила? Оля, небось, пятерку получила?»

В первом случае хочется объяснить и проанализировать, что не так, во втором — хлопнуть дверью. Сравнение в такой форме обидно. Потому что сравнивает другой с лучшим.  

И естественно, возникают вопросы. Мотивирует ли сравнение с другими? И вообще конкуренция? Или надо сравнивать только себя с собой? И с кем сравнивать своего ребенка? 

Мне кажется, что ответ весьма  зависит от возраста. Цифры, конечно, условны, но все же. 

Когда тебе 3-4 года, то каждая выученная буква и цифра — это маленькая победа именно над собой: «мама, смотри, я знаю уже 10 букв». Тут сравнить особо не с кем, разве что с собой два дня назад.  Но ретроспективный анализ в этом возрасте не популярен.

Дальше идет длинный период где-то с 4х до 25 (а то и дольше), когда вокруг появляются не только восторженные лица родственников:

— Мишенька уже сам научился вытирать себе попу! 

— Ах, какой молодец! (сияющий Мишенька прилагается).

Но и третьи лица. Дети во дворе, в саду, в школе, в институте, в аспирантуре и т.д.. И здесь, хочешь ты этого или нет, сравнение всегда будет с другими. Это нормально, и это нужно. Если сравнивать будешь не ты, то будут тебя. И научиться не пасовать перед трудностями — очень важно именно в детстве. Потом уже не получится. 

Кроме того, мне кажется, что как правило, ребенку просто интересно состязаться. Не обязательно и не только в школе. В спорте, на детской площадке, в секции самолетостроения. Известно же, что чтобы пробежать дистанцию быстрее, надо бежать с кем-то еще. Одному не поставить рекорда. Обогнать другого - вот в чем кайф. Это сладкое слово «победа» (с). И такую состязательность стоит поддерживать. Она мотивирует не только на успех, но и на работу над собой.  Ведь любая победа над другим  — это прежде всего победа над собой. А другой нужен — ну чтобы заметнее было и ярче. Заметнее себе самому в том числе.


Другое дело, когда тебе уже 50+, это время почивать на лаврах и получать удовольствие от жизни во всем ее разнообразии. Но об этом возрасте я буду готова писать, в него вступив :)

Когда говорят о сравнении себя с собой («Онегин, раньше я моложе...») вместо сравнения с другими, то часто прячут за этим страх проиграть или не соответствовать общепринятым нормам. А вовсе не собственный исключительный путь в гармоничном бесконкурентном пространстве. Хотя и с собой можно сравнивать по-разному. 

«Год назад я не знал ни слова по-китайски, а теперь уже сносно болтаю на бытовые темы» — это констатация достижения. Галочка в списке удач. Адреналин в крови. «Мне не нужен китайский,  я счастливо проживу и в Задрипищенске, чего тратить время на бесполезное» — тоже вариант, но такой... от безисходности вариант. Уговаривание себя. 

Кажется, это было у Агаты Кристи (у нее вообще много мудрого, сказанного между прочим): 

- Мне есть за что благодарить Бога.
- Это обычное дело, но, когда приходится постоянно напоминать себе об этом, это плохой признак»

Вообще, когда у тебя за спиной есть победы — проще и легче ставить новые задачи, и конкурировать с другими. Мне в этом плане повезло. Я была вполне сообразительным ребенком, и годам к пяти у меня уже были в копилке выигрыши в играх во дворе, победы во всяких веселых стартах, беглое чтение плюс бабушка, которая всегда говорила, что она в моем возрасте этого (подставить нужное) еще не могла. Это все дало мне веру в себя. И я до сих пор люблю соревнования и игры. Будь то квиз, квест, стрельба из лука или там, какой-нибудь забег. И даже экзамены люблю. 

Когда ты вечно второй или вообще в конце, это обидно и выбивает из колеи. У меня было немало знакомых детей (в собственном детстве) и потом знакомых взрослых (уже других), которые не любили игры. Разговоры — да, но не игры. Потому что в детстве они обычно проигрывали. Их не научили играть и выигрывать, и им стало неинтересно. И страшно пытаться опять. Зачем стараться, если все равно не получится. А  найти/придумать вовремя ту игру, в которой они лучшие, видимо не вышло. С этим вполне можно жить, но правильно ли смириться с ролью второго или стоит искать то, в чем ты первый?  Наверное, каждый отвечает сам, и в каждом возрасте по-своему. И еще неизвестно, кто в итоге окажется счастливее... 

Это был пост из серии «Остапа несло». 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded