Про сравнения и мотивацию
У perecati_polina любопытный пост про сравнения, который довольно быстро оброс комментариями, размышлениями и даже тролля прикормил. Скопирую сюда пару кусков текста:
Первые сравнивают себя с более успешными, больше успевающими, лучше организованными людьми, чем они сами, вторые - с менее. Поэтому первые легко сваливаются в невротическую гонку за достижениями, а вторые - не менее легко в абсолютную расслабленность. Зачем куда-то двигаться, если я и так лучше соседа, тот вообще не работает и пьёт к тому же.
Первые вечно недовольны собой. Вторые с трудом могут представить выход за рамки привычного. Если их дети принесут из школы четверки, первые спросят, почему не пять. Вторые не скажут ничего, потому что не два - значит, нормально.
Вот эта фраза про «почему не пять» многих из нас зацепила. И вопрос встал уже о мотивации к действиям. Потому что вопрос «почему не пять» для всех звучит по-разному.
Можно ведь спросить: «Почему не пять? Странно. Ты же отлично знаешь эту тему. Наверное, опять учительница прицепилась к твоим зачеркиваниям?».
А можно спросить и иначе: «Почему не пять? Опять не доучила? Оля, небось, пятерку получила?»
В первом случае хочется объяснить и проанализировать, что не так, во втором — хлопнуть дверью. Сравнение в такой форме обидно. Потому что сравнивает другой с лучшим.
И естественно, возникают вопросы. Мотивирует ли сравнение с другими? И вообще конкуренция? Или надо сравнивать только себя с собой? И с кем сравнивать своего ребенка?
Мне кажется, что ответ весьма зависит от возраста. Цифры, конечно, условны, но все же.
Когда тебе 3-4 года, то каждая выученная буква и цифра — это маленькая победа именно над собой: «мама, смотри, я знаю уже 10 букв». Тут сравнить особо не с кем, разве что с собой два дня назад. Но ретроспективный анализ в этом возрасте не популярен.
Дальше идет длинный период где-то с 4х до 25 (а то и дольше), когда вокруг появляются не только восторженные лица родственников:
— Мишенька уже сам научился вытирать себе попу!
— Ах, какой молодец! (сияющий Мишенька прилагается).
Но и третьи лица. Дети во дворе, в саду, в школе, в институте, в аспирантуре и т.д.. И здесь, хочешь ты этого или нет, сравнение всегда будет с другими. Это нормально, и это нужно. Если сравнивать будешь не ты, то будут тебя. И научиться не пасовать перед трудностями — очень важно именно в детстве. Потом уже не получится.
Кроме того, мне кажется, что как правило, ребенку просто интересно состязаться. Не обязательно и не только в школе. В спорте, на детской площадке, в секции самолетостроения. Известно же, что чтобы пробежать дистанцию быстрее, надо бежать с кем-то еще. Одному не поставить рекорда. Обогнать другого - вот в чем кайф. Это сладкое слово «победа» (с). И такую состязательность стоит поддерживать. Она мотивирует не только на успех, но и на работу над собой. Ведь любая победа над другим — это прежде всего победа над собой. А другой нужен — ну чтобы заметнее было и ярче. Заметнее себе самому в том числе.
Другое дело, когда тебе уже 50+, это время почивать на лаврах и получать удовольствие от жизни во всем ее разнообразии. Но об этом возрасте я буду готова писать, в него вступив :)
Когда говорят о сравнении себя с собой («Онегин, раньше я моложе...») вместо сравнения с другими, то часто прячут за этим страх проиграть или не соответствовать общепринятым нормам. А вовсе не собственный исключительный путь в гармоничном бесконкурентном пространстве. Хотя и с собой можно сравнивать по-разному.
«Год назад я не знал ни слова по-китайски, а теперь уже сносно болтаю на бытовые темы» — это констатация достижения. Галочка в списке удач. Адреналин в крови. «Мне не нужен китайский, я счастливо проживу и в Задрипищенске, чего тратить время на бесполезное» — тоже вариант, но такой... от безисходности вариант. Уговаривание себя.
Кажется, это было у Агаты Кристи (у нее вообще много мудрого, сказанного между прочим):
- Мне есть за что благодарить Бога.
- Это обычное дело, но, когда приходится постоянно напоминать себе об этом, это плохой признак»
Вообще, когда у тебя за спиной есть победы — проще и легче ставить новые задачи, и конкурировать с другими. Мне в этом плане повезло. Я была вполне сообразительным ребенком, и годам к пяти у меня уже были в копилке выигрыши в играх во дворе, победы во всяких веселых стартах, беглое чтение плюс бабушка, которая всегда говорила, что она в моем возрасте этого (подставить нужное) еще не могла. Это все дало мне веру в себя. И я до сих пор люблю соревнования и игры. Будь то квиз, квест, стрельба из лука или там, какой-нибудь забег. И даже экзамены люблю.
Когда ты вечно второй или вообще в конце, это обидно и выбивает из колеи. У меня было немало знакомых детей (в собственном детстве) и потом знакомых взрослых (уже других), которые не любили игры. Разговоры — да, но не игры. Потому что в детстве они обычно проигрывали. Их не научили играть и выигрывать, и им стало неинтересно. И страшно пытаться опять. Зачем стараться, если все равно не получится. А найти/придумать вовремя ту игру, в которой они лучшие, видимо не вышло. С этим вполне можно жить, но правильно ли смириться с ролью второго или стоит искать то, в чем ты первый? Наверное, каждый отвечает сам, и в каждом возрасте по-своему. И еще неизвестно, кто в итоге окажется счастливее...
Это был пост из серии «Остапа несло».