kagury

Category:

Стюарт Тертон «Дьявол и темная вода»

Признаюсь, что на чтение этой книги меня, пожалуй, в наибольшей степени сподвигла фраза, приведенная среди прочих восторженных откликов: "если в этом году вы сможете прочесть всего одну книгу, пусть это будет «Дьявол и темная вода»". Ну, может, для тех, кто читает одну книгу в год, это хороший совет. К сожалению, я читаю несколько больше.  

Итак, в наличии имеется расследователь Сэмми Пипс и его верный «Ватсон» Арент Хейс. Первое убийство происходит на первых же страницах, и оно завлекательно странное. Типично английский набор пассажиров высшего класса, включая даже пастора. Мистическая составляющая (о, эти тайные знаки!), которая, конечно же, как мы надеемся, должна перестать ей быть. Плюс замкнутое пространство корабля. Вроде бы все, как мы любим. Декорации раскрашены, улики разложены, ружья развешаны. Вперед!

Первая примерно треть повествования читается с восторгом, хотя я не люблю ни исторические романы, ни всю эту корабельную романтику – паруса, трюмы, кают-компании и прочее.  Эдакое приятное детское ощущение погружения в приключенческий роман, из которого совершенно не хочется выныривать, даже, чтобы поесть. Завязка истории неплохо описана в аннотации, а вот дальше… 

Уже где-то к середине повествования происходящее на корабле настолько обрастает ненужными бессмысленными деталями, грязью (во всех смыслах этого слова), кровью, взаимной ненавистью и нагромождением нелепостей, что сюжетная линия и ее логика практически теряется во всем этом хаосе. Кроме того, меня ужасно раздражало, что корабль представлен каким-то Титаником в смысле его размеров, но при этом совершенно неведомой территорией для всех его обитателей, включая капитана. Никто не имеет толкового представления о его устройстве, кроме почему-то девочки Лии, которая буквально за несколько дней мастерит на коленке модель корабля, рассчитывая при этом, где уместно пристроить тайники. И таких вот логических ляпов по тексту полно. 

Мистика, связанная с именем Старого Тома (неким демоном, погружающим человека во зло, обещающим исполнение желаний за какую-нибудь услугу), совершенно пластиковая. В смысле никакой тебе обещанной жуткой атмосферы в духе собаки Баскервилей. Но, если с самого начала понятно, что демон – штука условная, то к середине автор умудряется так все запутать, что начинаешь сомневаться, может он и правда решил объяснить все кознями дьявола? 

Потом всех подряд начинают убивать, осмысленность происходящего погружается в полный мрак, и становится совсем скучно и уныло. 

Впрочем, у меня все же хватило терпения дочитать до конца. И могу сказать, что стоило бросить все это на первой трети. Финал совершенно ужасен. Во-первых, он неприлично стремительно разъясняет читателю причины происходящего, и эти причины оказываются настолько банальны в сравнении с многообещающей завязкой и раскиданными по тексту там и сям намеками и ключами, что становится прям обидно, что половина фишек никак не сыграла. Во-вторых, финальные пассажи столь неприлично неестественны, (клюква развесистая, да), что становится даже как-то неловко за автора. 

В общем, если вы рассчитывали на классический детектив, то это точно не сюда. Но любителям фильмов про Джека-Воробья, возможно и понравится. Мое же отношение по ходу текста менялось от восторга к полному разочарованию. Теперь во мне борятся два желания, либо срочно зачитать это вот все чем-нибудь приключенческим, но приятным, вроде «Водителей фрегатов», либо посмотреть, что Тертон написал в своей первой книге, которая «Семь смертей Эвелины Хардкасл». 

Кстати, надо признать, что у меня последнее время с книгами постоянно одно и тоже. Первая треть или половина читается с удовольствием, а потом, как отрезали. Интерес теряется полностью, оставляя только вопрос «зачем я это читаю?». В итоге я стала очень многое как раз на этих 30-50% и бросать. 

Например,  ситуация, аналогичная нынешней, была с «Человеком с большим будущим». Там тоже прекрасное бодрое и очень английское начало, которое спустя несколько десятков страниц тонет в тоскливых деталях и подробностях. Но там я даже пытаться дочитывать не стала. Не люблю колониальную эстетику. 


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded