kagury

Category:

Вампиры и зомби в современной литературе

1. Алексей Иванов «Пищеблок»

На днях очередной раз показывали в телевизоре «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен». И очень захотелось еще чего-нибудь летнего, солнечного и про пионерский лагерь. И я вспомнила про «Пищеблок». Книжка издана еще в 2018 году, по ней даже сериал успели снять, а я что-то долго обходила ее стороной. Ну, потому что, с одной стороны, мне не очень симпатично то, что пишет Иванов (по разным причинам), разве что «Псоглавцы» понравились, которые, наверное, самый нетипичный для него роман. С другой - тема вампиров меня привлекает еще меньше. Но тем не менее, «Пищеблок» оказался внезапно вполне годной и вполне летней книжкой, хотя и не без минусов, о которых позже. 

Сюжет, наверное, всем давно известен (да и аннотация – сплошной спойлер), так что буквально пара вводных фраз, которые вряд ли кому-то испортят интригу. Пионерский лагерь. Олимпийское лето 1980 года, прекрасные, спокойные и счастливые «застойные» времена. Однако мирная и расслабленная лагерная жизнь оказывается вовсе не такой уж безмятежной, как кажется поначалу. В лагере обнаруживаются вампиры, на которых по разным причинам почти никто не обращает внимания, кроме нескольких человек, для которых эта смена становится настоящей проверкой на прочность. 

В отзывах не раз читала о том, что стоило бы убрать вампиров из этой книжки, и не много бы она при этом потеряла. И да, и нет. В общем-то первая примерно ее треть – вполне реалистичная история о жизни в пионерском детстве, ничем не омраченная, если не считать несколько навязчивую нелюбовь автора к советскому обществу в целом и его условностям в частности, которая сквозит в каждой мелочи. Кроме того, мне кажется, что описание лагеря и в особенности его персонажей скорее соответствует концу 80-х, чем их началу. Но даже это книжку не сильно портит, потому как общая атмосфера летнего лагеря, галстуки, линейки, кружки, «друзей полный вагон», купание в речке, и прочие радости и проблемы незамысловатого советского пионерского детства все равно ностальгически прекрасны. И ограничься бы Иванов только анализом взаимоотношений в коллективе, книжка все равно бы читалась, и возможно даже большим числом народа. Но тогда она не стала бы модным чтивом. А вампиры добавляют ту самую нотку сюра в обыденность, которая обеспечивает книжке современное звучание (хотя не уверена, что постмодернизм все еще в моде). Но в то же время, эта составляющая и несколько принижает попытку мальчишек справиться с вечным злом. Словно любые честные и храбрые поступки возможны только в иллюзорном мире, а в реальном проще закрывать глаза и обходить стороной.  

Как ни странно, с «Добро пожаловать…» у этой книжки довольно много общего. И там и там, в основе ироничная насмешка над формализмом обычаев пионерского лагеря, но только мне кажется, что в нашем старом фильме это сделано куда более тонко. 

Интересно теперь сравнить с сериалом. Смотрели? Стоит того?

Кстати, вот еще что пришло в голову. В моем детстве было полно фильмов про пионерские лагеря. Летом уж точно их показывали десятками. И это были классические такие советские фильмы – в которых «в жизни всегда есть место подвигу» и приключениям, а добро уверенно побеждает зло. Однако же такое ощущение, что в истории остается только ироничный «Добро пожаловать…», который в общем-то, наверное, даже больше взрослый, с его тонкой насмешкой и изяществом пойманных деталей. И это немного грустно.  

2. Катерина Терешкевич «Театр покойного актера»

Соблазнилась восторженным отзывом Олди (хотя с чего бы вдруг, они и нечитабельный для меня «Этюд в черных тонах» хвалили), а также читателей на сайте, но снова застряла на 30 процентах. Начало было довольно бодрое: некая женщина 40 лет неожиданно для себя самой попадает на работу в симпатичную компанию. Немного странным образом, но мало ли… И все вроде у нее там хорошо складывается. И коллеги славные, и работа нравится, и уважение, и почет. Казалось бы, работай и радуйся. Но нет. Момент устройства на работу продолжает ее смущать - сотрудник отдела кадров, который принимал ее на работу, внезапно умер на ее глазах, после того, как она вцепилась ему в черную родинку (да, это спойлер, но происшествие случается происходит на первых страницах, так что ничего не испортит). Дальше – страньше. Постепенно выясняется, что один из сотрудников, кажется, был замечен в морге. В виде трупа. И вообще, в темноте становится страшновато выходить на улицу, потому как странные существа там обнаруживаются, и не просто обнаруживаются, но и пристают. Хорошо, что есть мальчик, готовый со всей юношеской энергией увлечься расследованием происходящего. 

На этапе увеличения количества восставших мертвецов, я перестала понимать, зачем я это читаю, потому как обещанного детектива не дождалась, а ирония в отношении мертвецов мне никогда не казалась привлекательной. 

Тем не менее, полагаю, что любителям черного юмора может понравиться. Слог у автора приятный, довольно задорный и ироничный. 

3. Анджей Сапковский «Ведьмак»

Попалась мне тут совершенно прекрасная озвучка этой книги (читает Всеволод Кузнецов, и это гениально сделано), и я решила, что надо бы залатать пробел. Почему-то думала, что «Ведьмак» — это роман, а оказалось, что всего лишь набор рассказов, условно связанных общим персонажем. Прослушала первые три штуки.  Ну... вот даже и не знаю, что сказать. Мне очень понравился и язык и добродушный  юмор, но в целом, это такая непритязательная серия историй с отсылками к известным произведениям, вроде «Аленького цветочка» и «Вечеров на хуторе...». В общем мило, но ничего особенного. Пока не понимаю, что в этом такого грандиозного и великого, но буду слушать дальше.  Впрочем, возможно, просто надо было лет 20 назад читать.  

Кстати, у Сапковского много всего. Я бы почитала романом, а не рассказами. Что лучшее? 


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded