Не смогла. 4 недочитанных книги, которые должны были быть прекрасными.
У меня обычно имеется приличного размера стопка книг, которые ждут, когда я их прочитаю. Возможно, проблема именно в этом.
Я порой думаю, что эпоха «книжного дефицита» и бумажных книг вообще была хороша тем, что заставляла читателя внимательнее и трепетнее относиться к тексту. По меньшей мере, давать автору шанс. Перечитывать. Пытаться вникнуть, даже, если на первый взгляд, написанное кажется унылой тягомотиной. А вдруг, оно там, на последних страницах раскроется сверкающим сокровищем?
А вот когда у тебя в читалке сотня-другая текстов, максимум, что ты позволяешь автору – это несколько десятков первых страниц. Чаще – и того меньше. Не вышло, не зацепило – извини, дорогой, вас много, я одна. Наверное, это плохой подход, но в мире слишком много книг, которые хочется прочитать. Это с одной стороны.
С другой, в какой-то момент начинаешь ценить свое время и свое удовольствие выше, чем желание отслеживать тренды книжной моды. Ну и к этому моменту, наверное, понимаешь, что основная часть действительно важных книг уже прочитана. А если нет, то поздняк метаться. Ведь это правда, что большинство книг важно прочесть в свое время. Раньше – можно, позже – бессмысленно.
В общем, все это предисловие было чем-то вроде оправдания, почему дальше речь пойдет про очень привлекательные с виду книги, которые были безжалостно брошены недочитанными. Точнее, недослушанными. И да, в глубине души мне за это немного стыдно. И да, я готова даже поверить в то, что ближе к концу все эти книги становятся лучше, чем вначале. Но проверять уже не стану.
1. Антония Байетт «Обладать»
Я очень давно хотела почитать эту книгу. Сначала долго ходила вокруг нее в магазине – уютно толстенный томище с изображением рыжеволосой модели прерафаэлитов на обложке. Потом начиталась вдохновляющих отзывов (включая мнение моей любимой Анастасии Завозовой), и вот решила, что пора и мне приобщиться к прекрасному.
Увы. Для меня это оказалась избыточно многословная, медленная и раздражающая мелочностью в деталях книга. Начинается с того, что некий Роланд Митчелл, изучающий жизнь и творчество викторианского поэта Генри Падуба, натыкается в библиотеке на черновики его писем к неизвестной даме, полные любви и нежности. Это Падуб-то, который был тверд в своей семейственности, как дуб, удивляется Роланд, и собирается заняться этой историей. Это же такое невероятное открытие! Вроде неплохое начало, но дальше…
Слушали ли вы когда-нибудь Ираклия Андронникова? У него есть очень похожая по сюжету история о том, как он разыскивал некую барышню, в которую был влюблен юный Лермонтов. Это настоящее расследование, полное загадок и волнующих открытий. Просто небо и земля в сравнении с унылыми описаниями Байетт.
А пейзаж? Ираклий Андронников так потрясающе рассказывает о том, как разыскивал в реальности какой-то пейзаж, написанный Лермонтовым (и нашел ведь!), что заражаешься этим исследованием, и хочется все бросить, и мчаться на Кавказ, найти еще один или хоть посмотреть на известный и сравнить с местностью. Потому что интрига, и тайна, и приключение. Он рассказывает о несущественной вроде вещи, относящейся к поэту, так, что существование этого пейзажа становится для тебя вдруг важным и интересным, а уж какой увлекательной кажется работа самого Андронникова, и говорить не стоит. И все это восхищение укладывается примерно в 40 минут монолога (а не в толстенный том, в котором лишних слов раза в три больше, чем нужных). Я слушала Андронникова раза три. Он восхитителен!
Не то у Байетт. Ее герой погружается в мелочи личной жизни своего поэта, но вместо того, чтобы интересовать, это почему-то раздражает. Боже, с брезгливостью думаешь ты, сколько усилий человек тратит на то, чтобы понять, кто была та незнакомка, которой поэт что-то написал на обрывке старого счета. А главное – зачем? Зачем в этом всем рыться? Как вообще кому-то может быть это интересно? Потому как делает это Роланд скучно и уныло. И нет в нем не азарта, ни увлеченности. Тягомотность, скука и неприятное ощущение бессмысленности происходящего. И это все там, где обещали почти детективное расследование и уютную викторианскую атмосферу. Возможно, если бы я смогла отследить скрытые смыслы, многослойность и аллюзии – отношение к роману было бы иным. Но увы.
2. Салли Руни «Разговоры с друзьями»
Модная и обсуждаемая книга, получившая премий, читателей и кучу отзывов.
Для меня это было какое-то бессмысленное перебирание встреч, свиданий, разговоров, копий переписки из смартфона, и тому подобных вещей – и все это ни о чем, и почти без всякого сюжета.
Казалось бы, роман, чуть менее, чем полностью состоящий из диалогов, должен хотя бы легко читаться. Ничего подобного. Вязнешь на каждой странице, утопая в каких-то навязчивых подробностях чужой жизни, по ощущению, почти документально зафиксированных - кто на кого запал, кто что кому сказал, куда пошел, и что об этом подумала Бобби. Возможно, все эти любовные переживания, попытки зафиксировать каждый шаг, каждую эмоцию, каждое сказанное (и заодно несказанное) слово - практически каждую секунду собственной жизни, и могут быть интересны, когда тебе лет 16-18, когда ты переживаешь что-то подобное, и разумеется, уверен, что никто до тебя не страдал так изощренно, не мыслил столь изящно, и не упаковывал свои волнения в текст столь претенциозно. Но когда становишься старше, то все это перестает быть хоть сколько-нибудь новым и интересным.
Меня хватило глав на пять, после чего стало понятно, что я не способна это слушать даже в процессе мытья посуды, хотя, казалось бы, уж там все сгодится.
Любопытно, что когда я все же пролистала книгу по диагонали, то обнаружила пару кусков, которые для меня забавным образом перекликаются с упомянутой выше книгой Байетт:
«В конечном счете не важно, что Ник бросил меня при первой же возможности, стоило только Мелиссе его поманить, и что мои лицо и тело уродливы до тошноты, а секс со мной так нестерпим, что Ник прервался на полпути. Эти вопросы не будут волновать моих биографов. Я перебирала в голове множество подробностей о себе, о которых никогда не рассказывала Нику, и это успокаивало, словно вокруг меня вырастала невидимая защитная стена приватности. Я – очень самостоятельная и независимая личность с богатой внутренней жизнью, для других недоступной и непостижимой».
«Я закрыла глаза. Вещи и люди суетились вокруг, занимая места в каких-то иерархиях, включаясь в системы, о которых я ничего не знала и никогда не узнаю. Сложная сеть объектов и понятий. Некоторые вещи нужно прожить – лишь тогда поймешь. Нельзя вечно анализировать».
Современные филологи невыносимы. Простите.
3. Тана Фрэнч «Тень за спиной».
Тану Фрэнч очень хвалят за ирландскую атмосферу и талантливые тексты. Наверное, это те же люди, которым нравится Байетт.
Книга, заявленная, как детектив, на самом деле скорее производственный роман, половина которого посвящена стенаниям на тему о том, как тяжело девушке работать в мужском коллективе, еще четверть – выяснению психологических портретов подозреваемого и жертвы. Но нормального расследования тут точно нет, не надейтесь.
На фоне предыдущих двух книг это даже можно до некоторого момента читать. Пока не упираешься в полную нелогичность отношений в коллективе. Такое ощущение, что полиции нечем больше заниматься, как внутренними дрязгами, дедовщиной, перетягиванием друг у друга дел, причем все это явно в ущерб работе. Я никогда в полиции не работала, и, конечно, не мне судить о том, как устроено все внутри, тем более в Ирландии, но предлагаемая картинка выглядит полным бредом.
4. Фредрик Бакман «Мы против вас»
Я читала до этого две книги Бакмана. «Вторую жизнь Уве» - славную книжку, написанную немного в духе «Наивно. Супер», и «Тревожных людей», которые практически сборник ироничных цитат. Обе мне в целом понравились, последняя особенно. И в период, когда ничто не читалось (см. выше), казалось, что уж Бакман то должен быть беспроигрышным вариантом. Выяснилось, что никому он не должен.
В отличие от упомянутых выше двух книг «Мы против Вас» написана, словно жалоба в магазине от покупателя с избытком свободного времени. Длинно, скучно, заунывно, со стенаниями и жалобами на жизнь. Это какой-то другой Бакман.
Случалось ли вам бросать недочитанной книгу с прекрасными отзывами? Если да то какую/какие?