Перечитала "Героя нашего времени"
Я тут решала перечитать (честно говоря, переслушать) «Героя нашего времени». Еще летом пыталась смотреть относительно новый по нему сериал (который мне категорически не понравился), и с ужасом осознала, что хотя мне казалось, я все про эту книгу помню, на самом деле – в памяти только очень общий абрис сюжета, и не более.
Признаюсь в страшном. Поначалу я была очень разочарована. И в первую очередь в себе самой. Часть первая (как помните, это Бэла, Тамань, Максим Максимыч и Журнал Печорина) шла с трудом. Слушала… и понимала, что мне совершенно неинтересно. Живыми казались только короткие соединяющие главы, а вот отдельные повести – совершенно нет. А ведь в школьные годы мне эта книга нравилась! «Какая тоска», - думала я, - «и зачем, зачем это сейчас читать? Какие-то графоманские упражнения».
А потом я добралась до Княжны Мэри, и напрочь забыла, что вначале мне было скучно. После лиричных, медленных и печальных первых повестей, совершенно в духе неторопливого 19 века, вдруг погружаешься в абсолютно современный по темпу и накалу сюжета текст, с ироничными ремарками автора и закрученной интригой, который проглатывается на одном дыхании. И пока дыхание переводишь, дослушиваешь «Фаталиста».
И только потом осознаешь, насколько лаконична и красива композиция всего романа! Как издалека, лениво и небрежно все начинается, как изящны формулировки, как ненавязчиво вставлены цитаты. Это настоящая игра с читателем! Роман к своему финалу казался мне наспех собранным (мной) пазлом, который захотелось сразу же разобрать и сложить заново. То есть, посмотреть еще раз, какие намеки и детали разбросал автор в первой части, и что они добавляют ко второй.
В общем, я решила еще раз пробежать некоторые куски текста глазами, и полезла в интернет, скачать себе классическое произведение. И что? Узрела забавнейшую надпись: «Книга удалена в связи с жалобой правообладателя». Какой, простите, правообладатель? Обладатель какого именно права?
На произведения литературы в виде текста (а больше ничего в электронной книге нет) действует авторское право. Которое по современному законодательству (вряд ли, кстати, применимому к текстам более чем столетней давности, когда и такого понятия еще не было) действует во время жизни автора и 70 лет после его смерти. Лермонтов, как известно, погиб в 1841 году. Значит, даже если допустить применимость указанной нормы, то все права на текст закончились еще до революции, то есть в 1911 году. Более ста лет назад! Безграмотность поражает. И ведь владельцы книжных сайтов ведутся!