kagury

Category:

Успеть записать?

Решила послушать «Фарфор» Каракура, который получил гран-при «Рукописи года» (сколько же у нас этих премий развелось!). Милая книжка, составленная из детских воспоминаний периода 80-90х. Душевно начитана, кстати, причем самим же автором. Совершенно ностальгическая проза для тех, кто тогда был в лодке. Прямо утопаешь в мягкой перине, наполненной знакомыми деталями, мелочами, интонациями, ощущениями и всем остальным, что обычно называют атмосферой. Она тут удалась на славу. 

Пожалуй, я бы назвала минусом  отсутствие сюжета, как такового. Прослушав пару-тройку глав, ты уже все понимаешь про эту книгу. Конечно, можно продолжать наслаждаться погружением в ушедший ламповый мир, но... не очень понятно, зачем. Скажем, написанные в том же ключе «Дети Воинова» (тоже сборник рассказов о советском детстве) выигрывают за счет большей ироничности и структурированности  — там каждая история самостоятельна и закончена, они нанизываются, как бусины на нитку. Здесь — все  часть большого полотна, но так орнамент повторяется, то оно довольно быстро перестает быть интересным. 

"Продавщица хурмы" Художник Анатолий Белкин для Императорского фарфорового завода.
"Продавщица хурмы" Художник Анатолий Белкин для Императорского фарфорового завода.

Вообще, сейчас как-то все чаще в литературе начинают вспоминать последние советские годы, и кто бы о них не писал, получается уютное теплое пространство, даже если автор совершенно не стремится таковое создать. Может дело в упорядоченности и стабильности этого мира? Вот, взять хоть Поляринова. От этого начинаешь чувствовать себя динозавром и хочется срочно написать что-то про свою семью, свое детство, потому что эпоха уже ушла, а ее свидетели постепенно рассеиваются. Похоже, это тенденция. В общем,  если не ты, то кто же? 

С другой стороны, вот уже, наверное, несколько поколений выросло, для которых эта вся ностальгия — совершенно исторической занудности тексты, в которых для них нет триггеров (особенно в отсутствие сюжета). И это второй момент. Мне не очень понятно, кто все это будет читать? Т.е., это может и славные книжки, но они кажутся совершенно сиюминутными. Ведь вот это любование мелочами прежней жизни — оно вряд ли будет интересно лет уже через 10. Тем более, через 20-30, когда его свидетели вымрут. Слишком сильно изменился мир. Можно возразить, что вот читаем же мы Толстого или, скажем, Булгакова, и прочих классиков, наслаждаясь порой именно описанием быта. Да. Пусть даже теряя и упуская что-то. Но мне кажется, что как ни странно, быт конца 19 и середины 20 века отличался меньше, чем быт 80х и начала 2000х. Недаром же все эти хохмы про «склеить модель». 

Это я тут в ФБ прочитала, что нынешние десятиклассники легко рассуждают об экзистенциализме, но не знают слова «гусак» (привет «Мертвым душам»).

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded