Пара свежих детективов для чтения в праздники или просто так
1. Энтони Горовиц "Сороки-убийцы"
2. Татьяна Устинова "Судьба по книге перемен"

Энтони Горовиц «Сороки-убийцы»
Начинается все классическим английским детективом. Деревня, викарий, кучка жителей, ну и труп в гостиной, разумеется. Сыщик – чем-то напоминающий Пуаро, потому что иностранец и с дурацким именем (я ничего не имею против Эркюля, но Аттикус Пюнд…). В общем, кажется, что все в лучших традициях жанра.
Ты читаешь себе детектив, но вдруг он бац, и обрывается. «Убийца – садовник», объявляют тебе, но никаких объяснений нет, потому что последние страницы рукописи отсутствуют. Читатель оказывается перед дилеммой – то ли читать дальше, то ли прикинуть, кто там убийца и что могло произойти. Будь у меня бумажная книга, я бы, наверное, так и поступила. И даже табличку бы нарисовала. Но с электронной это неудобно. Так что я ленивым читателем просто перелистывала страницы.
Зато Сьюзен – редактор издательства, которое планирует опубликовать эту книгу, выбирает второй вариант (у нее то нет другой книги), и дальше читатель разгадывает происходящее уже вместе с ней. Действие переносится в реальность, в которой разворачивается второй детектив, то есть в наше время, и здесь эти исчезнувшие страницы – один из ключей к разгадке.
Второй детектив вышел в два раза длинней и в столько же раз зануднее. Правда, я вообще не люблю, когда в книге несколько временных пластов, предпочитая банальные прямолинейные сюжеты. Здесь затянутость второго детектива приводит к тому, что когда автор уже готов рассказать тебе, что же там произошло в первом, ты теряешь к этому интерес почти полностью. Ну и логичность второго убийства – весьма притянута за уши.
В общем, это все вполне читабельно, но не на том уровне, когда ты не можешь оторваться от книги, стремясь узнать, кто там убийца.
С другой стороны, Горовиц придумал интересную фишку - персонажи в книге имеют прототипов среди реальных людей, и теоретически, должно быть весьма увлекательно отслеживать сходство между ними и находить ключи. Если бы он довёл эту идею до логического конца. Но увы. Придумал, но не справился.
Вспомнила, что когда-то давно читала и другую книгу Горовица, эдакий фанфик про Холмса, которая оставила воспоминания о себе, как о чем-то весьма проходном. «Сороки-убийцы» вышли поинтереснее, но в общем-то, это тоже не самый впечатляющий детективный роман. Мне даже показалось, что ограничься автор только первой частью, книга вышла бы не хуже. Более того, про Аттикуса Пюнда я бы еще что-нибудь почитала, а вот про Сьюзен (продолжение уже есть) – как-то не очень хочется.
Татьяна Устинова Судьба по книге перемен
Главная героиня ныне – Маня Поливанова, обзаведшаяся собакой-бультерьером. Собака абсолютно везде, и это снова критерий качества людей. Любишь бультерьеров – ты прекраснодушный товарищ, а нет – урод, значит. Жду, когда автор переключится на котов, но видимо, это без шансов.
Это очень и очень устиновский текст, с типичными для нее повторами и интонациями. Вот, например:
– Это порода называется мини-бультерьер, – объяснила она невесть зачем и невесть кому. – Английская собака, в Оксфорде пользуется большой популярностью…
– Женщина, выйдите! – пронзительно приказала продавщица. – Вы что, слепая? На входе русскими буквами написано – с собаками нельзя!
– Мы уходим, уходим!
Маня вытащила слабо упирающегося Вольку на улицу и накинулась на него с упрёками. Волька слушал. Длинная морда, и впрямь немного похожая на свиное рыло, выражала неискреннее раскаяние. Вскоре Мане надоело ругаться, она затолкала в рюкзак покупки, взгромоздила его на плечи и широко зашагала по Невскому в сторону Мойки.
Мини-бультерьер, английская собака, популярная в Оксфорде, бодро трусил за ней.

Питер, лето, белые ночи, «Астория», вкусная еда и благородные рыцари в количестве - все то, что отлично укладывается в понятие абсолютного счастья. Но чтобы оно наступило, требуется жертва в виде убийства. Убита очаровательная (бывает ли у Устиновой иначе) дама – экстрасенс Эмилия, которая приходится Мане Поливановой тетей. И Мане ничего не остается, кроме как попытаться понять, кто же мог стать убийцей. Она последовательно изучает всех клиентов тети, которые приходили к ней в день убийства и накануне, покупает себе красивую одежду, ест вкусную еду («Астория» и сигарный клуб на Малой Морской явно оплатили рекламу) и активно проявляет души прекрасные порывы.
Разгадка оказывается несколько притянутой за уши (что немного обидно, никакой тебе психологии, только грубый расчет, и немного рояль в кустах), но Устинову любят за уютную атмосферу и счастливые концы, а вовсе не за четкость логических связок.
Обещанная мистика присутствует, но весьма ненавязчиво, в том тактичном стиле, когда вроде не бывает, но все-таки иногда что-то есть. И детективного сюжета не портит. Правда, вот Эмилию очень жаль, она тут была самым удачным персонажем. Знаете, такая умудренная годами и опытом ироничная леди, которые так хорошо удаются автору. Но ничего, в следующей книге она еще такую же придумает.
В общем, получилась скорее романтическая сказка, в которой абсолютно все одинокие дамы обретают счастье и верных рыцарей, чем детектив, но радует уже то, что не про Тоню (как-то мне не нравилась эта серия). Читается легко и не без удовольствия, хотя, порой ловишь себя на том, что больше следишь за устиновскими фишками, чем, собственно, за сюжетом.