Categories:

Пара свежих детективов для чтения в праздники или просто так

1. Энтони Горовиц "Сороки-убийцы"
2. Татьяна Устинова "Судьба по книге перемен"

Энтони Горовиц «Сороки-убийцы»

Начинается все классическим английским детективом. Деревня, викарий, кучка жителей, ну и труп в гостиной, разумеется. Сыщик – чем-то напоминающий Пуаро, потому что иностранец и с дурацким именем (я ничего не имею против Эркюля, но Аттикус Пюнд…). В общем, кажется, что все в лучших традициях жанра.

Ты читаешь себе детектив, но вдруг он бац, и обрывается. «Убийца – садовник», объявляют тебе, но никаких объяснений нет, потому что последние страницы рукописи отсутствуют. Читатель оказывается перед дилеммой – то ли читать дальше, то ли прикинуть, кто там убийца и что могло произойти. Будь у меня бумажная книга, я бы, наверное, так и поступила. И даже табличку бы нарисовала. Но с электронной это неудобно. Так что я ленивым читателем просто перелистывала страницы.

Зато Сьюзен – редактор издательства, которое планирует опубликовать эту книгу, выбирает второй вариант (у нее то нет другой книги), и дальше читатель разгадывает происходящее уже вместе с ней. Действие переносится в реальность, в которой разворачивается второй детектив, то есть в наше время, и здесь эти исчезнувшие страницы – один из ключей к разгадке.

Второй детектив вышел в два раза длинней и в столько же раз зануднее. Правда, я вообще не люблю, когда в книге несколько временных пластов, предпочитая банальные прямолинейные сюжеты. Здесь затянутость второго детектива приводит к тому, что когда автор уже готов рассказать тебе, что же там произошло в первом, ты теряешь к этому интерес почти полностью. Ну и логичность второго убийства – весьма притянута за уши.

В общем, это все вполне читабельно, но не на том уровне, когда ты не можешь оторваться от книги, стремясь узнать, кто там убийца.
С другой стороны, Горовиц придумал интересную фишку - персонажи в книге имеют прототипов среди реальных людей, и теоретически, должно быть весьма увлекательно отслеживать сходство между ними и находить ключи. Если бы он довёл эту идею до логического конца. Но увы. Придумал, но не справился.

Вспомнила, что когда-то давно читала и другую книгу Горовица, эдакий фанфик про Холмса, которая оставила воспоминания о себе, как о чем-то весьма проходном. «Сороки-убийцы» вышли поинтереснее, но в общем-то, это тоже не самый впечатляющий детективный роман. Мне даже показалось, что ограничься автор только первой частью, книга вышла бы не хуже. Более того, про Аттикуса Пюнда я бы еще что-нибудь почитала, а вот про Сьюзен (продолжение уже есть) – как-то не очень хочется.

Татьяна Устинова Судьба по книге перемен

Главная героиня ныне – Маня Поливанова, обзаведшаяся собакой-бультерьером. Собака абсолютно везде, и это снова критерий качества людей. Любишь бультерьеров – ты прекраснодушный товарищ, а нет – урод, значит. Жду, когда автор переключится на котов, но видимо, это без шансов.
Это очень и очень устиновский текст, с типичными для нее повторами и интонациями. Вот, например:

– Это порода называется мини-бультерьер, – объяснила она невесть зачем и невесть кому. – Английская собака, в Оксфорде пользуется большой популярностью…
– Женщина, выйдите! – пронзительно приказала продавщица. – Вы что, слепая? На входе русскими буквами написано – с собаками нельзя!
– Мы уходим, уходим!
Маня вытащила слабо упирающегося Вольку на улицу и накинулась на него с упрёками. Волька слушал. Длинная морда, и впрямь немного похожая на свиное рыло, выражала неискреннее раскаяние. Вскоре Мане надоело ругаться, она затолкала в рюкзак покупки, взгромоздила его на плечи и широко зашагала по Невскому в сторону Мойки.
Мини-бультерьер, английская собака, популярная в Оксфорде, бодро трусил за ней.

Питер, лето, белые ночи, «Астория», вкусная еда и благородные рыцари в количестве - все то, что отлично укладывается в понятие абсолютного счастья. Но чтобы оно наступило, требуется жертва в виде убийства. Убита очаровательная (бывает ли у Устиновой иначе) дама – экстрасенс Эмилия, которая приходится Мане Поливановой тетей. И Мане ничего не остается, кроме как попытаться понять, кто же мог стать убийцей. Она последовательно изучает всех клиентов тети, которые приходили к ней в день убийства и накануне, покупает себе красивую одежду, ест вкусную еду («Астория» и сигарный клуб на Малой Морской явно оплатили рекламу) и активно проявляет души прекрасные порывы.

Разгадка оказывается несколько притянутой за уши (что немного обидно, никакой тебе психологии, только грубый расчет, и немного рояль в кустах), но Устинову любят за уютную атмосферу и счастливые концы, а вовсе не за четкость логических связок.

Обещанная мистика присутствует, но весьма ненавязчиво, в том тактичном стиле, когда вроде не бывает, но все-таки иногда что-то есть. И детективного сюжета не портит. Правда, вот Эмилию очень жаль, она тут была самым удачным персонажем. Знаете, такая умудренная годами и опытом ироничная леди, которые так хорошо удаются автору. Но ничего, в следующей книге она еще такую же придумает.

В общем, получилась скорее романтическая сказка, в которой абсолютно все одинокие дамы обретают счастье и верных рыцарей, чем детектив, но радует уже то, что не про Тоню (как-то мне не нравилась эта серия). Читается легко и не без удовольствия, хотя, порой ловишь себя на том, что больше следишь за устиновскими фишками, чем, собственно, за сюжетом.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded