13 лучших книг прошлого года и еще 7, которые полный отстой
Обычно я каждый год пишу коротенький пост про книжки, которые больше всего понравились и запомнились. Как ни странно, хотя судя по подсчетам лайвлиба, я прочитала в этом году довольно много всего (порядка 70 книг), найти среди всей этой беллетристики что-то стоящее оказалось сродни археологическим раскопкам. В общем-то, неудивительно, учитывая, что с учетом окружающей атмосферы совершенно ничего не лезет, кроме всякого ненавязчивого детективного чтива, скрывающего тебя на время от окружающей действительности, но совершенно не оставляющего после себя каких-то эмоций.
Тем не менее, я таки наковыряла любопытного из прочитанного, и обнаружила, что практически все это – не детективы, и почти все прочитано в первой половине года. Да, надо признать, что хотя чуть более десятка интересных (в разных аспектах) книжек набралось, пожалуй, среди них нет почти ни одной такой, чтобы вот прям АХ. Но все-таки общий план выглядит лучше, чем мне казалось. На все упомянутые ниже книги у меня в жж есть более-менее подробные рецензии, так что если что-то заинтересует, то велком. Читайте, спорьте, возмущайтесь. А здесь буквально по паре слов про каждую.
Итак, наиболее запомнившееся и впечатлившее из прочитанного
Художественная проза
1) Фредерик Бакман «Тревожные люди» - отличная книжка про современную жизнь, полная юмора и условно мудрых мыслей одновременно.
2) Томас Хьюз «Школьные годы Тома Брауна» - программная вещь из английской литературы, суть которой полностью выражает ее название. Если вы любите про частные школы.
3) Ольга Денисова «Водоворот» - великолепная мистическая история, от которой невозможно оторваться.
4) Юрий Слепухин «Перекресток», «Тьма в полдень», «Сладостно и почетно» - думаю, что это лучшая книга о войне и жизни в тылу из всех, что мне попадались. Особенно первые две книги хороши. Идеально слушается. Вот эту книгу я рекомендую изо всех сил. Она прекрасна.
5) Алексей Поляринов «Центр тяжести» - автор отлично складывает слова в текст, плюс меня привлекло то, что это какая-то категорически современная книга не по времени написания, а по менталитету автора.
6) Пол Остер «Бруклинские глупости» - славная и мудрая история просто про жизнь. Редкий случай, когда американские декорации книгу только украшают.
Детективы: лучшее в этом жанре, что попалось в прошлом году
7) Чжоу Хаохуэй «Письма смерти» - здесь мне очень понравилось изящество придуманных загадок
8) Ирса Сигурдардоттир «Последние ритуалы» - реально увлекательная вещь, в которой все на своем месте, и ничто не портит впечатления
9) Котаро Исака «Поезд убийц» – эффектная вещь с милыми отсылками к Достоевскому и качественной иронией, хотя и не совсем детектив.
10) Елена Михалкова «Тот, кто ловит мотыльков» - наиболее удачный из последних детективов автора
Прочее
11) Памела Трэверс «Московская экскурсия» - неодноначный, но любопытный рассказ о том, как выглядел СССР для автора Мэри Поппинс.
12) Александр Минкин «Немой Онегин» - довольно увлекательный и нескучный анализ Евгения Онегина, хоть местами и избыточно журналистский.
13) Жанна Вишневская «Дети Воинова» - практически автобиографическая книжка в модном нынче жанре «советское детство», эдакие «Денискины рассказы» для циничных взрослых. Забавная.
Отстой года
Тут без деталей, потому что все эти произведения описываются короткой фразой – это было очень скучно. К тому же, часть из них я даже не смогла дочитать. Две последние еще и достойные образцы графомании, как я ее понимаю (хотя их рекомендовали Олди, как почти шедевры). Большей частью сюда попали относительно свежие книжки (Кроме Байетт), которые всюду активно хвалили и порой раздавали всяких премий.
3) Кадзуо Исигуро «Клара и Солнце»
4) Салли Руни «Разговоры с друзьями»
5) Александр Руж «Зов полярной звезды»
6) Катерина Терешкевич «Театр покойного актера»
7) Хосе Карлос Сомоса «Этюд в черных тонах»
Больше книжек по тегам прочитанное и книги.
Как обычно, буду рада комментариям, замечаниям и советам, что хорошего почитать, или что точно не надо.